30 сентября 2014 г. |
Дело N А56-15134/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Вертикаль" Клеткиной Ю.Г. (доверенность от 28.04.2014),
рассмотрев 30.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Вертикаль" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2013 (судья Савина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Шульга Л.А.) по делу N А56-15134/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Вертикаль", место нахождения: 195030, Санкт-Петербург, проспект Наставников, дом 28, литер А, помещение 2Н16П, ОГРН 1047855006033, ИНН 7806300299 (далее - общество, ООО "Рекламное агентство "Вертикаль"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга, место нахождения: 193060, Санкт-Петербург, Смольный, ОГРН 1037869018219, ИНН 7830002423 (далее - Комитет) от 21.12.2012 N 9177, 9178, 9179, 9180, 9181, 9182, 9183, 9184, 9185, 9186, 9187, 9188, 9189, 9190, 9191, 9192, 9193, 9194, 9196, 9201, 9205, 9218, 9220, 9222, 9226, 9228, 9231, 9233, 9235, 9236, 9237, 9238, 9239, 9240, 9241, 9242 об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге, а также об обязании комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества посредством выдачи заявителю разрешений на установку рекламных конструкций.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Горэлектротранс", место нахождения: 196105, Санкт-Петербург, Сызранская улица, дом 15, ОГРН 1027809259730, ИНН 7830001927 (далее - ГУП "Горэлектротранс").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013, в удовлетворении заявления общества отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 01.08.2013 и постановление от 10.12.2013. По мнению подателя жалобы, опоры наружного освещения, к которым присоединяются рекламные конструкции, в соответствии с условиями заключенного обществом и ГУП "Горэлектротранс" договора являются объектами движимого имущества, принадлежащими ГУП "Горэлектротранс" на праве хозяйственного ведения. Действующим законодательством не предусмотрено право комитета распоряжаться либо обременять права третьих лиц на распоряжение имуществом, закрепленным за третьим лицом на праве хозяйственного ведения.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.05.2014 производство по кассационной жалобе было приостановлено до размещения в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А56-79454/2012 (далее - Президиум ВАС РФ).
Постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 N 766/14 по делу N А56-79454/2012 опубликовано на официальном сайте ВАС РФ в полном объеме, в связи с чем, определением суда кассационной инстанции от 22.09.2014 производство по кассационной жалобе возобновлено.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители комитета и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между обществом и ГУП "Горэлектротранс" по результатам открытого конкурса заключен договор от 16.01.2009 N РО-09/34, согласно которому ГУП "Горэлектротранс" предоставляет обществу право на пользование объектами (опорами контактной сети в количестве 1 000 штук), принадлежащими ГУП "Горэлектротранс" на праве хозяйственного ведения, для размещения пользователем наружной рекламы.
В декабре 2012 года общество обратилось в Комитет с заявлениями о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в виде кронштейнов.
Комитет решениями от 21.12.2012 N 9177, 9178, 9179, 9180, 9181, 9182, 9183, 9184, 9185, 9186, 9187, 9188, 9189, 9190, 9191, 9192, 9193, 9194, 9196, 9201, 9205, 9218, 9220, 9222, 9226, 9228, 9231, 9233, 9235, 9236, 9237, 9238, 9239, 9240, 9241, 9242 отказал в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, сославшись на нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
Общество оспорило названные решения комитета в судебном порядке.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что торги на право заключения договора на установку рекламных конструкций по указанным в оспариваемых решениях адресам не проводились.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 N 904 "О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге и проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга" (далее - Постановление N 904) утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации Федерального закона "О рекламе" (далее - Порядок).
В силу пункта 3 Порядка установка рекламных конструкций в Санкт-Петербурге допускается только при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, которое выдает Комитет.
Пунктом 6 части 15 статьи 19 Закона N 38-ФЗ определено, что решение об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции принимается в случае нарушения требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 данной статьи.
В силу части 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно части 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1-1 Постановления N 904 заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга (за исключением недвижимого имущества, закрепленного за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве), осуществляется Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городской центр размещения рекламы" на основе торгов, проводимых Комитетом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами, опоры контактной сети, на которых предполагается разместить рекламные конструкции, установлены на земельных участках, которые находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
В связи с этим суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что договор от 16.01.2009 N РО-09/34 не является основанием для размещения рекламных конструкций без проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также о законности оспариваемых решений Комитета.
Между тем суды не учли, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности и свободы договора. Произвольное вмешательство в частные дела не допускается.
В силу пункта 2 статьи 1 ГК РФ субъекты гражданского права свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно статье 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с этим Кодексом.
При этом действующее законодательство не содержит ограничений относительно распоряжения унитарными предприятиями таким имуществом, как опоры контактной сети.
Таким образом, Предприятие, которому опоры контактной сети принадлежат на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно ими распоряжаться, в том числе путем заключения соответствующих договоров о предоставлении третьим лицам права временного размещения на них рекламных конструкций.
Перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ и иными законами.
Собственник не вправе свободно распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия.
В противном случае при проведении Комитетом торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на опорах контактной сети, принадлежащих на праве хозяйственного ведения Предприятию, заключенный по результатам торгов договор между рекламораспространителем и государственным унитарным предприятием "Городской центр размещения рекламы" повлечет возникновение обязанностей у Предприятия, что недопустимо в силу положений пункта 3 статьи 308 ГК РФ, согласно которому обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Заключение договора об использовании имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у одного унитарного предприятия, другим унитарным предприятием или государственным органом противоречит гражданскому законодательству.
Следовательно, при наличии заключенного договора от 16.01.2009 N РО-09/34 Комитет был не вправе принимать решения об отказе в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций со ссылкой на нарушение рекламораспространителем требований частей 5.1 - 5.7 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2014 N 766/14.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, как принятые судами с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
С учетом положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует обязать Комитет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи соответствующих разрешений.
Кроме того, с Комитета в пользу Общества следует взыскать 74 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктом 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 Обществу следует возвратить из федерального бюджета 2 000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.08.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 по делу N А56-15134/2013 отменить.
Признать недействительными решения Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2012 N 9177, 9178, 9179, 9180, 9181, 9182, 9183, 9184, 9185, 9186, 9187, 9188, 9189, 9190, 9191, 9192, 9193, 9194, 9196, 9201, 9205, 9218, 9220, 9222, 9226, 9228, 9231, 9233, 9235, 9236, 9237, 9238, 9239, 9240, 9241, 9242.
Обязать Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Вертикаль" путем выдачи соответствующих разрешений на установку рекламных конструкций.
Взыскать с Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга (место нахождения: 193060, Санкт-Петербург, Смольный, ОГРН 1037869018219, ИНН 7830002423) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Вертикаль" (место нахождения: 195030, Санкт-Петербург, проспект Наставников, дом 28, литер А, помещение 2Н16П, ОГРН 1047855006033, ИНН 7806300299) 74 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Вертикаль" (место нахождения: 195030, Санкт-Петербург, проспект Наставников, дом 28, литер А, помещение 2Н16П, ОГРН 1047855006033, ИНН 7806300299) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по платежным поручениям от 15.08.2013 N 1831 и от 03.03.2014 N 234.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.