07 октября 2014 г. |
Дело N А42-3957/2012 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Константинова П.Ю., Кудина А.Г.,
рассмотрев 07.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.02.2014 (судья Востряков К.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (судьи Кашина Т.А., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А42-3957/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нордика" (место нахождения: г. Мурманск, Кольский пр-т, д. 168, кв. 4; ОГРН 1085190014360; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Комитету по лесному хозяйству Мурманской области (далее - Комитет) и обществу с ограниченной ответственностью "ПРОМЫШЛЕННАЯ" (место нахождения: г. Мурманск, ул. Промышленная, д. 10; ОГРН 1075190012754; далее - ООО "ПРОМЫШЛЕННАЯ") о признании недействительным открытого аукциона от 15.06.2011 по продаже права на заключение договора аренды лесного участка по лоту N 28 и признании недействительным договора аренды от 15.06.2011 N 0712-2011-04, заключенного на основании данного аукциона между Комитетом и ООО "ПРОМЫШЛЕННАЯ".
Определением суда от 09.10.2012 ООО "ПРОМЫШЛЕННАЯ" привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
Решением суда первой инстанции от 21.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.07.2013, в иске отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2013 указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Определением суда от 21.01.2014 в порядке процессуального правопреемства Комитет заменен на Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 10.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.07.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции от 10.02.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 01.07.2014 отменить. По мнению подателя жалобы, аукцион проведен Комитетом без нарушения правил, установленных законом.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с извещением, опубликованным 15.04.2011 в газете "Мурманский вестник" N 65, а также на официальном портале органов исполнительной власти Мурманской области в сети Интернет, Комитет 15.06.2011 провел открытый аукцион на право заключения договоров аренды лесных участков.
Согласно указанному извещению заявки на участие в аукционе направляются по почте или доставляются лично в запечатанном конверте, вскрытие которых должно состояться 09.06.2011.
На торги под лотом N 28 был выставлен лесной участок площадью 1,0 га, расположенный в квартале 220 (выделы 14, 15) Мончегорского участкового лесничества (номер учетной записи в реестре 0712-2011-04).
При вскрытии конверта Общества с надписью "Для участия в аукционе 15.06.2011" Комитетом выявлено, что в нем отсутствует заявка на участие в аукционе, о чем составлен акт от 09.06.2011.
Письмом от 09.06.2011 N 30-03/1862-АА Комитет уведомил Общество о том, что оно не допущено к участию в аукционе по лоту N 28 ввиду представления заявки, не соответствующей установленным требованиям (отсутствие заявки).
Согласно протоколу о результатах аукциона от 15.06.2011 аукцион по лоту N 28 признан несостоявшимся.
С единственным участником аукциона (ООО "ПРОМЫШЛЕННАЯ") Комитетом заключен договор от 15.06.2011 N 0712-2011-04 аренды указанного лесного участка.
Общество, посчитав, что Комитет нарушил правила организации проведения аукциона, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что заявка на участие в аукционе была представлена Обществом в установленном порядке, придя к выводу о грубом нарушении Комитетом порядка проведения торгов, иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 15 статьи 79 Лесного кодекса организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах начала и окончания срока подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона указанного протокола.
Пунктом 20 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78-80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 N 75, так же предусмотрено, что для участия в аукционе заявитель в установленный срок представляет организатору аукциона (лично либо через своего уполномоченного представителя) заявку, содержание которой должно соответствовать требованиям настоящих Методических указаний и Лесного кодекса.
Согласно пункту 27 Методических указаний заявка и опись представленных документов составляются в двух экземплярах, один из которых остается у организатора аукциона, другой - у заявителя. Заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором аукциона в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре описи документов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.
Пунктом 29 Методических указаний предусмотрено, что организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах начала и окончания срока подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в аукционе. Протокол приема заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона в течение одного дня после даты окончания срока подачи таких заявок.
В силу пункта 8 статьи 83 Лесного кодекса данные Методические указания обязательны для применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий в области лесных отношений.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соблюдении Обществом правил, установленных Методическими указаниями.
При этом суды двух инстанций исходили из того, что Обществом в материалы дела представлена подлинная заявка от 07.06.2011 на участие в аукционе по лоту N 28 с отметкой о ее принятии сотрудником Комитета 08.06.2011 в 15-07; заявка Общества по лоту N 28 зарегистрирована Комитетом в журнале приема заявок с присвоением соответствующего номера; согласно данному журналу Комитетом зарегистрировано 14 заявок Общества, что соответствует количеству лотов, по которым 15.06.2011 проводился аукцион (лоты с 22 по 36).
Довод Министерства о том, что заявки должны были быть поданы Обществом в запечатанных конвертах, судами отклонен, поскольку процедура подачи заявок в конвертах и их вскрытие не предусмотрена Лесным кодексом и Методическими указаниями.
Приняв во внимание изложенное, придя к выводу о существенном характере допущенных нарушений, повлиявших на число участников торгов и результат определения их победителя, суд первой инстанции, руководствуясь упомянутыми нормами законодательства Российской Федерации, удовлетворил иск Общества, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А42-3957/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.