27 ноября 2014 г. |
Дело N А56-74668/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Сергеевой И.В.,
при участии от администрации муниципального образования "Приозерский муниципальный район Ленинградской области" Михалевой И.Н. (доверенность от 09.01.2014), от сельскохозяйственного производственного кооператива "Джатиево" Румянцева О.С. (доверенность от 11.03.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приозерский муниципальный район Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2014 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (судьи Кашина Т.А., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-74668/2013,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Джатиево" (место нахождения: 188743, Ленинградская обл., Приозерский р-н, пос. Ромашки, ул. Новостроек, д. 12, ОГРН 1024701646782, ИНН 4712000287; далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Приозерский муниципальный район Ленинградской области" (место нахождения: 188760, Ленинградская обл., г. Приозерск, ул. Ленина, д. 10, ОГРН 1024701648135, ИНН 4712013913; далее - Администрация) от 11.11.2013 N 3119 об отказе в предоставлении Кооперативу в собственность десяти земельных участков с кадастровыми номерами 47:03:0504003:72, 47:03:0504003:73, 47:03:0504003:74, 47:03:0504003:75, 47:03:0504003:76, 47:03:0504001:323, 47:03:0501005:215, 47:03:0000000:6380, 47:03:0501005:214, 47:03:0000000:6381, а также об обязании Администрации подготовить и направить в адрес Кооператива договоры купли-продажи названных участков в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением суда первой инстанции от 20.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация считая, что решение и постановление приняты с нарушением норм процессуального и материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Кооператив просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Кооператива, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Приозерского района Ленинградской области от 13.07.1993 N 343 "О перераспределении земель совхоза "Джатиево" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 в связи с реорганизацией совхоза "Джатиево" его правопреемнику товариществу с ограниченной ответственностью "Джатиево" (далее - ТОО "Джатиево") передано в пользование 1014 га земли.
Выдано свидетельство о праве собственности на землю от 30.09.1993 N 429, согласно которому ТОО "Джатиево" предоставлено в постоянное пользование 1014 га земли для сельскохозяйственного использования.
В 1999 году в результате реорганизации ТОО "Джатиево" создан Кооператив.
В результате проведения землеустроительных работ и межевания земельного участка площадью 1014 га, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, Ромашкинское сельское поселение, СПК Джатиево, образованы земельные участки с кадастровым номерами: 47:03:0504003:72, 47:03:0504003:73, 47:03:0504003:74, 47:03:0504003:75, 47:03:0504003:76, 47:03:0504001:323, 47:03:0501005:215, 47:03:0000000:6380, 47:03:0501005:214, 47:03:0000000:6381, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Кооператив обратился в Администрацию с заявлением от 17.10.2013 N 04/2013 о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования указанными земельными участками на право собственности.
Администрация постановлением от 11.11.2013 N 3119 отказала Кооперативу в предоставлении названных земельных участков в собственность. В качестве основания для отказа указано на отсутствие сведений, подтверждающих право постоянного пользования испрашиваемыми земельными участками. Заявителю рекомендовано представить правоустанавливающие документы, подтверждающие право постоянного пользования на спорные земельные участки.
Кооператив, считая отказ Администрации в предоставлении испрашиваемых земельных участков незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Кооператива.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласилась.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 4 Закона Ленинградской области от 02.12.2005 N 107-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области" приобретение сельскохозяйственными организациями права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками следует учитывать, что рассмотрение заявлений о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным; в случае, если соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, он может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными; суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд); в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Кооператив создан в результате реорганизации ТОО "Джатиево"; земельные участки с кадастровыми номерами 47:03:0504003:72, 47:03:0504003:73, 47:03:0504003:74, 47:03:0504003:75, 47:03:0504003:76, 47:03:0504001:323, 47:03:0501005:215, 47:03:0000000:6380, 47:03:0501005:214, 47:03:0000000:6381 образованы из земельного участка с кадастровым номером 47:03:0000000:219, который принадлежал правопредшественнику Кооператива на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Суды, установив, что доказательств наличия обстоятельств свидетельствующих о невозможности приватизации земельных участков, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, не представлено, обоснованно признали отказ Администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы Кооператива, в связи с чем приняли решение об обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Утверждение Администрации о принадлежности испрашиваемых земельных участков к землям лесного фонда, относящихся в силу закона к федеральной собственности, не подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
Доводы Администрации об отсутствии доказательств ведения Кооперативом экономической деятельности, рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Учитывая изложенное суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А56-74668/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Приозерский муниципальный район Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.