08 декабря 2014 г. |
Дело N А21-36/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Подвального И.О.,
при участии от Государственного казенного учреждения здравоохранения особого типа Калининградской области "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" Буйко И.Ч. (доверенность от 31.07.2014),
рассмотрев 01.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.04.2014 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А21-36/2014,
установил:
Государственное казенное учреждение здравоохранения особого типа Калининградской области "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв", место нахождения: 236000, г. Калининград, Комсомольская ул., д. 25, ОГРН 1023900586467, ИНН 3904020983 (далее - Медицинский центр, Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании отказа Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (далее - УМВД) в лице Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - Инспекция), выраженного в письме от 29.11.2013 N 19/3334, в выдаче свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности (свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности) на автомобиль УАЗ 33036, 1997 года выпуска, идентификационный номер ХТТ330360V0043740, государственный регистрационный знак В514КА39 в связи с произведенной заменой номерного агрегата (кузова автомобиля).
Решением от 09.04.2014 суд удовлетворил заявление. Суд признал незаконным отказ Управления в лице Инспекции и обязал Управление в лице Инспекции в течение 30 дней со дня поступления заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства выдать Медицинскому центру свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности (свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности) на автомобиль УАЗ 33036, 1997 года выпуска, идентификационный номер ХТТ330360V0043740, государственный регистрационный знак В514КА39 в связи с произведенной заменой номерного агрегата (кузова автомобиля).
Постановлением от 14.08.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Учреждения возражал против удовлетворения жалобы.
Представители УМВД, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, согласно свидетельству о регистрации 39 ВУ 625328 Медицинский центр является собственником транспортного средства регистрационный знак В514КА39, идентификационный номер (VIN) ХТТ330360V004340, марка модель УАЗ 33036, тип транспортного средства грузовой бортовой, год выпуска 1997, двигатель N YM3421800V1110100, шасси (рама) N 0424177, кузов (коляска) N 0043740, цвет серо-голубой, паспорт транспортного средства 73 ВХ N 105698 (далее - транспортное средство, ТС).
Между ЧП Анучиной Г.А. (продавец) и Учреждением (покупатель) 12.03.2013 заключен договор N 1/5 на поставку товара на общую сумму 147 000 руб. по накладной от 12.03.2013 N 755.
Платежным поручением от 15.03.2013 N 1918560 Учреждение перечислило на счет ЧП Анучиной Г.А. 147 000 руб. за приобретение кузова.
ЧП Анучина Г.А. в свою очередь приобрела указанный кузов у ООО "Форум" по договору от 19.04.2013 купли-продажи номерного агрегата: модель 0452-50-5000010-22, марка модель - кабина УАЗ-3303 в сборе, год выпуска 2013, номер кузова 330300D0101926, цвет белая ночь, по товарной накладной от 19.04.2013 N 5482.
В соответствии с договором номерной агрегат принадлежит продавцу на основании товарной накладной ZFU210313-002 от 21.03.2013 (ООО "Торговый Дом Соллерс").
Указанный товар ввезен на территорию. Калининградской области по международной товарно-транспортной накладной CMR 10408010/190413/0000329 (накладная от 19.04.2013 N 08).
В соответствии с приложением к сертификату соответствия N C-RU.MT25.B.07446 ТР 1656563 его действие распространяется на кузова, окрашенные и обитые (0452-50-5000010-22).
Согласно письму от 17.12.2012 N 28/01 открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" (далее - ОАО "УАЗ") право по реализации запасных частей производства ОАО "УАЗ" с 01.06.2012 передано ООО "Торговый дом Соллерс", ОАО "УАЗ" самостоятельно реализацию запасных частей не осуществляет.
Медицинский центр 25.07.2013 обратился в Инспекцию с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства в связи с заменой кабины УАЗ 3303 в сборе год выпуска 2013, номер кабины 330300D0101926, цвет белая ночь.
Рассмотрев указанное выше заявление, 25.07.2013 Инспекция приняла решение о возможности замены кузова на автомобиле при условии получения заключения в Филиале ФГУП "НАМИ", а также проведении проверки конструкции и технического состояния автомобиля после внесения изменений в его конструкцию.
Работы по замене кузова автомобиля, а также проверка конструкции и технического состояния автомобиля после его переоборудования были проведены открытым акционерным обществом "Автоколонна 13592".
Открытое акционерное общество "Автоколонна 1359" 09.10.2013 выдало диагностическую карту рег. N 007980011327049 первичной проверки транспортного средства регистрационный знак В514КА39, марка модель - UAZ 33036, категория транспортного средства N1 грузовая, номер кузова 330300D0101926, год выпуска 1997 ПТС 73ВХ 105698, выдан 10.12.1997 АООТ УАЗ (согласно примечанию - после переоборудования), по результатам которой сделано заключение о возможности эксплуатации транспортного средства (срок действия диагностической карты до 09.10.2014).
ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ" 01.10.2013 выдало положительное заключение о возможности установки кузова 330300D0101926 на автомобиль УАЗ 33036, в соответствии с которым замена кузова N V0043740 на кузов N 330300D0101926 признана допустимой, вносимые изменения в конструкцию транспортного средства на нарушают требований завода-изготовителя, отвечают требованиям безопасности, и транспортное средство может быть допущено к участию в дорожном движении при положительных результатах проверки технического состояния на соответствие ГОСТ Р 51709-01.
Письмом от 29.11.2013 N 19/3334 Инспекция отказала Учреждению в совершении регистрационных действий - внесении изменений в регистрационные данные автомобиля, со ссылкой на пункт 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по представлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент). При этом в обоснование отказа указано следующее: в своей конструкции автомобиль имеет несущую или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, т.е. часть конструкции, на которой нанесен VIN-номер изделия, и его соответствие требованиям безопасности подтверждается ранее выданным паспортом транспортного средства. В результате замены кузова или рамы автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически относится к другому транспортному средству, который может быть допущен к участию в дорожном движении после проведения оценки безопасности транспортного средства в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент), получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства). Подобная замена номерных агрегатов подразумевает фактическое удаление маркировки транспортного средства, присвоенной организацией-изготовителем, что впоследствии приведет к невозможности его идентификации. Указано также, что организациями-изготовителями Таможенного союза в большей своей части в свободную реализацию такие номерные агрегаты не поступают. Номерные агрегаты, поступающие на территорию Таможенного союза из-за рубежа, новые или бывшие в эксплуатации, должны иметь в своей сопроводительной документации информацию об уплате утилизационного сбора, сбор которого не предусмотрен. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация транспортных средств и изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляется, если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией-изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 01.09.2012.
Учреждение оспорило отказ Инспекции в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, отметив, что Учреждение произвело замену кузова автомобиля, а не замену или уничтожение идентификационного номера автомобиля.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в жалобе, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктами 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и пунктами 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Согласно пункту 3 Правил регистрации не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
Согласно пункту 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
Для определения сроков и последовательности административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним приказом Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 9 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: регистрация транспортного средства или отказ в регистрации транспортного средства; изменение регистрационных данных или отказ в изменении регистрационных данных; прекращение регистрации или отказ в прекращении регистрации транспортного средства; снятие транспортного средства с учета или отказ в снятии с учета.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги определен пунктом 24 Административного регламента и включает в себя, в том числе, обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов, в том числе утраченных (похищенных).
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая положения Технического регламента, пришли к выводу о том, что заявителем производились действия не по изменению или уничтожению идентификационной маркировки, а по замене номерного агрегата (кузова).
При этом доказательства скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки на транспортное средство заявителя в материалах дела отсутствуют.
Податель жалобы считает, что замена кузова в данном случае является непосредственным уничтожением VIN номера автомобиля, так как он нанесен именно на кузове и при внесении изменений в установленном порядке в ГИБДД в таком случае должна будет произведена замена одного номера VIN на другой.
Кассационная инстанция отклоняет данный довод жалобы в связи со следующим.
Как правильно указали суды, раздел VI Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, определяет особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов и не содержит запрета на продажу таких запасных частей к автомобилям как кузов.
Судами обоснованно отмечено, что в данном случае при выполнении замены кузова автомобиля не может не произойти изменение данных и фактическое уничтожение ранее присвоенного производителем идентификационного номера, поскольку согласно техническому регламенту этот номер наносится на кузове автомобиля, замена которого производится собственником.
То обстоятельство, что в такой ситуации утрачивается ранее нанесенный производителем идентификационный номер, и автомобиль меняет регистрационные данные, не свидетельствует об уничтожении идентификационной маркировки по смыслу Административного регламента и как следствие не препятствует идентификации автомобиля и совершению регистрационных действий.
На основании материалов дела судом первой инстанции установлено, что приобретенный заявителем и установленный на принадлежащее ему транспортное средство кузов является новым, в связи с чем неправомерным является отказ Инспекции по основанию неуплаты утилизационного сбора.
Также судами обоснованно с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" отмечено, что приобретенный Учреждением и установленный на принадлежащее ему транспортное средство кузов является новым, в связи с чем неправомерным является отказ Инспекции по основанию неуплаты утилизационного сбора.
Кроме того, суды правомерно указали, что отказ Инспекции нарушает право заявителя на беспрепятственное пользование принадлежащим ему имуществом, поскольку является препятствием (исключает возможность) в получении Учреждением свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности (свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности), необходимого в силу утвержденного Приказом N 1240 Порядка для осуществления регистрационных действий в отношении спорного транспортного средства, на что обоснованно указано судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций с учетом положений статьи 201 АПК РФ правомерно признали незаконным отказ Управления в лице Инспекции и обязали Управление в лице Инспекции в течение 30 дней со дня поступления заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства выдать Медицинскому центру свидетельство о соответствии транспортного средства требованиям безопасности (свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности) на автомобиль УАЗ 33036, 1997 года выпуска, идентификационный номер ХТТ330360V0043740, государственный регистрационный знак В514КА39 в связи с произведенной заменой номерного агрегата (кузова автомобиля).
Выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки выводов судов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А21-36/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.