15 декабря 2014 г. |
Дело N А13-1998/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 08.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.05.2014 (судья Виноградова Т.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 (судьи Шадрина А.Н., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А13-1998/2014,
установил:
Индивидуальный предприниматель Шабанов Муслум Закир оглы, ОГРНИП 304352935000098 (далее - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Министерство финансов), к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500901654, ИНН 3525015806 (далее - Департамент финансов), и в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, место нахождения: 160019, г. Вологда, ул. Горького, д. 35, ОГРН 1093525019390, ИНН 3525234212 (далее - Департамент дорожного хозяйства и транспорта), к муниципальному образованию "Город Вологда" в лице администрации города Вологды, место нахождения: 160035, г. Вологда, ул. Каменный мост, д. 4, ОГРН 1033500051683, ИНН 3525064930 (далее - Администрация), а также к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. М.Ульяновой, д. 6а, ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602 (далее - Департамент градостроительства и инфраструктуры), о взыскании затрат, связанных с проездом областных и федеральных категорий льготников по единым именным льготным месячным проездным билетам в сумме 568 765 руб. 62 коп., из них: 552 661 руб. 03 коп. по областным категориям льготников и 16 104 руб. 59 коп. по федеральным.
Истец уточнил исковые требования и просил взыскать понесенные им затраты на перевозку граждан в сумме 552 661 руб. 03 коп. по областным категориям льготников с Департамента финансов области за счет казны Вологодской области, 16 104 руб. 59 коп. по федеральным льготникам с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. От иска к остальным ответчикам отказался, представив суду об этом письменное заявление, также просил изменить процессуальное положение этих ответчиков на третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Заявленный истцом отказ от исковых требований к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта, Департаменту градостроительства и инфраструктуры, Администрации судом принят. Производство по делу по иску к данным ответчикам за исключением Департамента дорожного хозяйства и транспорта прекращено.
Суд также удовлетворил ходатайство Предпринимателя об изменении процессуального положения всех вышеназванных лиц на третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 07.05.2014 суд взыскал с Департамента финансов за счет казны Вологодской области в пользу Предпринимателя 552 661 руб. 03 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (областные категории льготников) при проезде на транспорте, и 13 968 руб. 50 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, взыскал с Министерства финансов за счет казны Российской Федерации в пользу Предпринимателя 16 104 руб. 59 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (федеральные категории льготников) при проезде на транспорте, и 406 руб. 82 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Суд также принял отказ от иска и прекратил производство по делу к Департаменту градостроительства и инфраструктуры и к Администрации.
Постановлением от 06.08.2014 апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Департамент финансов, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, просит отменить судебные акты и вынести новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент градостроительства и инфраструктуры просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, между Предпринимателем (перевозчик) и Департаментом городского хозяйства администрации города Вологды (впоследствии переименованным в Департамент градостроительства и инфраструктуры города Вологды) (Департамент) заключен договор от 11.11.2009 N 230Д на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, который в соответствии с дополнительными соглашениями распространил свое действие на 2009-2012 годы.
В соответствии с пунктом 1.1 названного договора Предприниматель предоставляет проезд по единым именным льготным месячным проездным билетам отдельным категориям граждан в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в пункте 2.1 данного договора, а Департамент возмещает Предпринимателю затраты, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте, в соответствии с удельным весом Перевозчика в объеме транспортной работы.
Ссылаясь на то, что в период действия договора Предприниматель осуществлял перевозки, при этом затраты за август и сентябрь 2012 года ему не возмещены, последний обратился с иском в суд о возмещении затрат за август, сентябрь 2012 года.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования Общества, придя к выводу об обоснованности требований истца как по размеру, так и по праву.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с Законом Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон N 1704-ОЗ) лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 1 указанного закона, имеют право на приобретение по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета стоимостью 300 руб. для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
Лицам, указанным в пунктах 4 - 31 статьи 1 Закона N 1704-ОЗ, предоставляются меры социальной поддержки в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.
Закон вступил в силу с 01.01.2008 и действовал до 01.10.2012, когда его действие было приостановлено.
В силу статьи 4 Закона N 1704-ОЗ порядок предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, определяется Правительством области.
В соответствии с Законом N 1704-ОЗ нормы в части предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения затрат транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, относятся к ведению Российской Федерации, действуют до урегулирования вопроса федеральными нормативными правовыми актами.
Во исполнение названных положений постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138 утвержден Порядок реализации закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Порядок N 138).
Пунктом 3.2 Порядка N 138 установлено, что финансирование расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по единому проездному билету, производится органами местного самоуправления муниципальных образований области за счет субвенций, выделенных из областного бюджета в соответствии с законом области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон области N 1393-ОЗ).
Распределение финансовых средств между организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров по единому проездному билету, производится в порядке, утверждаемом органами местного самоуправления муниципальных образований области.
Законом области N 1393-ОЗ муниципальное образование "Город Вологда" наделено полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области.
Постановлением Главы города Вологды от 15.02.2008 N 628 "О принятии к исполнению отдельных государственных полномочий в соответствии с законом Вологодской области от 22 декабря 2005 года N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" приняты к исполнению государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки при проезде на транспорте отдельным категориям граждан и по возмещению затрат организациям, осуществляющим перевозки пассажиров по единому именному льготному месячному проездному билету.
Данным постановлением Глава города исполнение функций администрации города Вологды по выполнению отдельных государственных полномочий в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте возложил на Департамент городского хозяйства администрации города Вологды, в 2013 году сменившем наименование на Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды.
К его полномочиям отнесены: заключение договоров с перевозчиками на возмещение затрат, проверка ежемесячно представляемых перевозчиками отчетов о затратах, подготовке и обеспечению представления в Департамент дорожного хозяйства и транспорта отчетов о расходах перевозчиков, расходованию средств, поступающих на финансирование данных расходов. Департамент также был наделен полномочиями по изготовлению и продаже единых именных льготных месячных проездных билетов.
В соответствии с возложенными функциями Департаментом и Предпринимателем 01.08.2008 заключен договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте. Дополнительным соглашением от 12.01.2012 действие данного договора было продлено до 31.12.2012.
В силу требований пунктов 3.5 - 3.7 Порядка N 138 организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку отдельных категорий граждан на городских и внутрирайонных маршрутах транспорта общего пользования по единому проездному билету, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляли в Департамент градостроительства и инфраструктуры, отчеты о фактических затратах по форме согласно приложению к Порядку определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан, установленных статьей 1 Закона N 1704-ОЗ, по единому именному льготному месячному проездному билету, утвержденному Приложением 2 настоящего постановления.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта, проверив отчеты всех перевозчиков, ежемесячно до 12 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляла в Департамент дорожного хозяйства и транспорта отчеты о расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки при проезде отдельных категорий граждан на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района), по формам согласно приложениям 7, 8, утвержденным настоящим постановлением.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта на основании отчетов Департамента градостроительства и инфраструктуры в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, формировал и представлял в Департамент финансов сводный отчет о предоставленных мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта на основании отчетов органов местного самоуправления муниципальных образований области и в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования перечислял субвенции с лицевого счета, открытого в управлении областного казначейства Департамента финансов, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего их перечисления в местные бюджеты.
С учетом приведенных нормативных положений, а также принимая во внимание, что конкретные сроки перечисления Департаментом дорожного хозяйства и транспорта органам местного самоуправления финансовых средств на возмещение расходов перевозчиков Порядком реализации закона области не установлены, Департамент градостроительства и инфраструктуры при поступлении областных средств распределял их между всеми перевозчиками, погашая при этом более ранние по календарной очередности расходы.
Как установлено судами, в 2012 году за счет средств субвенций, выделенных из областного бюджета в соответствии с Законом области N 1393-ОЗ Департаментом градостроительства и инфраструктуры получены финансовые средства в объеме 163 000 000 руб.
В соответствии с отчетами в 2011 году сумма фактических затрат при предоставлении проезда по единому именному льготному месячному проездному билету за 2011 год составила 210 377 225 руб. 75 коп.
Получено в 2011 году средств из областного бюджета 181 056 121 руб. 27 коп., в том числе:
- 2 419 633 руб. 35 коп. на возмещение фактических затрат 2010 года;
- 178 636 487 руб. 92 коп. на возмещение фактических затрат 2011 года.
Таким образом, в 2011 году не профинансированы фактические затраты, понесенные в 2011 году, на сумму 31 740 737 руб. 78 коп.
Данные средства были перечислены из областного бюджета в 2012 году платежными поручениями от 13.01.2012 N 45 на сумму 16 078 671 руб. 78 коп., от 30.01.2012 N 307 на сумму 13 242 432 руб. 65 коп., от 03.02.2012 N 342 на сумму 2 419 633 руб. 35 коп.
В соответствии с отчетами в 2012 году сумма фактических затрат при предоставлении проезда по единому именному льготному месячному проездному билету за 2012 год составила 159 259 400 руб. 84 коп.
Получено в 2012 году средств из областного бюджета 163 000 000 руб.
Департамент градостроительства и инфраструктуры распределил их следующим образом:
- 31 740 737 руб. 78 коп. на возмещение фактических затрат 2011 года;
- 131 259 262 руб. 22 коп. на возмещение фактических затрат 2012 года.
Как обоснованно указали суды, поскольку бюджетом не профинансированы фактические затраты перевозчиков, понесенные в 2012 году, на сумму 28 000 138 руб. 62 коп., Департамент градостроительства и инфраструктуры, как конечное звено получателей бюджетных средств, не имел возможности исполнить свои обязательства по договору и не возместил Предпринимателю затраты за август и сентябрь 2012 года в общей сумме 568 865 руб. 62 коп.
Расходы Предпринимателя за август и сентябрь 2012 года в сумме 552 661 руб. 03 коп., связанные с проездом областных категорий льготников по единым именным льготным месячным проездным билетам, и в сумме 1 6 104 руб. 59 коп., связанные с проездом федеральных категорий льготников по единым именным льготным месячным проездным билетам, до настоящего времени не возмещены.
Правильность расчетов проверена судами, доводы жалобы в этой части не заявлялись.
На основании пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Как установлено судами, перечисление денежных средств осуществлялось без указания на конкретный месяц возмещения затрат, поэтому Департаментом возмещались расходы перевозчикам в календарной последовательности (исполнялись более ранние обязательства), а в связи с тем, что из областного бюджета не поступало достаточных денежных средств на возмещение расходов перевозчиков, то Департамент дорожного хозяйства и транспорта и Департамент градостроительства и инфраструктуры не смогли исполнить свои обязательства в полном объеме.
Поскольку расходы Предпринимателя, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте за август и сентябрь 2012 года не возмещены, заявленные истцом исковые требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции за счет казны Вологодской области в части областных льготников в сумме 552 661 руб. 03 коп. и за счет казны Российской Федерации в части федеральных льготников в сумме 16 104 руб. 59 коп.
Довод жалобы Департамента финансов о том, что он не может являться ответчиком по данному делу, поскольку не является стороной по договору, отклоняется в связи со следующим.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как обоснованно указали суды, в рамках настоящего дела надлежащим органом, представляющим интересы субъекта Российской Федерации - Вологодской области, является главный распорядитель - Департамент финансов Вологодской области.
Довод жалобы о неправильном применении органами местного самоуправления города Вологды положений Порядка N 138 получил надлежащую правовую оценку в суде первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для несогласия с позицией судов в этой части.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.05.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по делу N А13-1998/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.