г. Вологда |
|
06 августа 2014 г. |
Дело N А13-1998/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от индивидуального предпринимателя Шабанова Муслума Закир оглы Коптяева Д.В. по доверенности от 03.02.2014, от Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области Колесниченко Н.С. по доверенности от 15.05.2014, от Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды Юхневич Е.Н. по доверенности от 31.12.2013, от муниципального образования "Город Вологда" в лице администрации города Вологды Красильниковой Е.В. по доверенности от 11.03.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 мая 2014 года по делу N А13-1998/2014 (судья Виноградова Т.Б.),
установил:
индивидуальный предприниматель Шабанов Муслум Закир оглы (ОГРНИП 304352935000098, далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636), к Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654) и в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (ОГРН 1093525019390), к муниципальному образованию "Город Вологда" в лице администрации города Вологды (ОГРН 1033500051683), а также к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды о взыскании затрат, связанных с проездом областных и федеральных категорий льготников по единым именным льготным месячным проездным билетам в сумме 568 765 руб. 62 коп., из них: 552 661 руб. 03 коп. по областным категориям льготников и 16 104 руб. 59 коп. по федеральным.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил взыскать понесенные им затраты на перевозку граждан в сумме 552 661 руб. 03 коп. по областным категориям льготников с Вологодской области в лице Департамента финансов области (далее - Департамент финансов) за счет ее казны, 16 104 руб. 59 коп. по федеральным льготникам с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. От иска к остальным ответчикам отказался, представив суду об этом письменное заявление, также просил изменить процессуальное положение этих ответчиков на третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Заявленный истцом отказ от исковых требований к ответчикам Вологодской области в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, Департаменту градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, муниципальному образованию "Город Вологда" в лице администрации города Вологды судом принят. Дело к данным ответчикам за исключением Вологодской области в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, прекращено.
Судом также удовлетворено ходатайство Предпринимателя об изменении процессуального положения всех вышеназванных лиц на третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 07 мая 2014 года с Департамента финансов за счет казны субъекта Российской Федерации Вологодской области в пользу Предпринимателя взыскано 552 661 руб. 03 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (областные категории льготников) при проезде на транспорте, и 13 968 руб. 50 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Предпринимателя взыскано 16 104 руб. 59 коп. затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (федеральные категории льготников) при проезде на транспорте, и 406 руб. 82 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Принят отказ от иска и прекращено производство по делу к Департаменту градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды и к муниципальному образованию "Город Вологда" в лице администрации города Вологды.
Департамент финансов с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований к Департаменту финансов отказать. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В ходе проведенной Департаментом финансов проверки было установлено неправильное применение органами местного самоуправления города Вологды положений Порядка определения затрат в части определения долей транспортной работы перевозчиков, участвующих в реализации закона Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон N 1704-ОЗ). Указанное нарушение привело к выплате из областного бюджета субвенций в завышенном размере. Арифметический расчет завышения субвенции составляет 56 514 400 руб. и лицами, участвующими в деле не оспаривается. Разногласия между сторонами возникли в связи с разными подходами к пониманию и применению положений, установленных Порядком определения затрат. При применении Порядка определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по единому именному льготному месячному проездному билету, Департамент инфраструктуры города не в полной мере учитывал положения Порядка распределения финансовых средств при определении доли транспортной работы перевозчиков городских маршрутов. Законность и обоснованность выводов Департамента финансов о нарушении органами местного самоуправления города Вологды Порядка определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по единому именному льготному месячному проездному билету, изложенные в акте проверки от 31.05.2013, подтверждены решением Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2013 по делу N А13-7480/2013. Вологодской областью в 2012 году перечислено из областного бюджета муниципальному образованию города Вологды для расчетов с перевозчиками 171 090 900 руб., в том числе для расчетов по компенсации затрат в 2012 году 159 345 300 руб. С учетом фактически произведенных расчетов с перевозчиками объем неправомерно произведенных расходов по компенсации затрат за 2012 году превысил на 13 432 900 руб. Субъект Российской Федерации - Вологодская область в полном объеме исполнил свои обязательства перед истцом по возмещению затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по единому именному льготному месячному проездному билету. Договор от 02.06.2008 N 3, в соответствии с которым возникла задолженность, заключен между Департаментом городского хозяйства администрации города Вологды и Предпринимателем, Вологодская область в лице Департамента финансов области стороной по договору не является, следовательно, не может являться ответчиком по данному делу.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Представители Департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды, Предпринимателя, администрации города Вологды просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные участники процесса надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.11.2009 Предпринимателем (перевозчик) и Департаментом городского хозяйства администрации города Вологды (впоследствии переименованным в Департамент градостроительства и инфраструктуры города), заключен договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте, который в соответствии с дополнительными соглашениями распространил свое действие на 2009-2012 годы (л.д.96-102).
Предприниматель в период действия договора осуществлял перевозки, при этом затраты за август и сентябрь 2012 года ему не возмещены.
Наличие задолженности по возмещению затрат за август, сентябрь 2012 года послужило основанием для обращения с иском в суд.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их обоснованными по праву и размеру.
Апелляционная коллегия считает принятое решение законным и обоснованным.
В соответствии с Законом N 1704-ОЗ лица, указанные в пунктах 1-3 статьи 1 указанного закона, имеют право на приобретение по месту жительства единого именного льготного месячного проездного билета стоимостью 300 руб. для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района).
Лицам, указанным в пунктах 4 - 31 статьи 1 Закона N 1704-ОЗ, предоставляются меры социальной поддержки в рамках обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта на территории области в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами с учетом финансирования расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета.
Закон вступил в силу с 01.01.2008 и действовал до 01.10.2012, когда его действие было приостановлено.
Согласно статье 4 Закона N 1704-ОЗ порядок предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, определяется Правительством области.
В соответствии с Законом N 1704-ОЗ нормы в части предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения затрат транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, относятся к ведению Российской Федерации, действуют до урегулирования вопроса федеральными нормативными правовыми актами.
Во исполнение данных положений постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138 утвержден Порядок реализации закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Порядок N 138).
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка N 138 финансирование расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров по единому проездному билету, производится органами местного самоуправления муниципальных образований области за счет субвенций, выделенных из областного бюджета в соответствии с законом области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон области N 1393-ОЗ).
Распределение финансовых средств между организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров по единому проездному билету, производится в порядке, утверждаемом органами местного самоуправления муниципальных образований области.
Законом области N 1393-ОЗ муниципальное образование "Город Вологда" наделено полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области. В свою очередь постановлением Главы города Вологды от 15 февраля 2008 года N 628 "О принятии к исполнению отдельных государственных полномочий в соответствии с законом Вологодской области от 22 декабря 2005 года N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" приняты к исполнению государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки при проезде на транспорте отдельным категориям граждан и по возмещению затрат организациям, осуществляющим перевозки пассажиров по единому именному льготному месячному проездному билету.
Данным постановлением глава города исполнение функций администрации города Вологды по выполнению отдельных государственных полномочий в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте возложил на Департамент городского хозяйства администрации города Вологды, в 2013 году сменившем наименование на Департамент градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды. В его полномочия входило: заключение договоров с перевозчиками на возмещение затрат, проверка ежемесячно представляемых перевозчиками отчетов о затратах, подготовке и обеспечению представления в Департамент дорожного хозяйства и транспорта отчетов о расходах перевозчиков, расходованию средств, поступающих на финансирование данных расходов. Департамент также был наделен полномочиями по изготовлению и продаже единых именных льготных месячных проездных билетов.
В соответствии с возложенными функциями Департаментом и Предпринимателем 01.08.2008 заключен договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте. Дополнительным соглашением от 12.01.2012 действие данного договора было продлено до 31.12.2012.
Исполняя пункты 3.5-3.7 Порядка N 138 организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку отдельных категорий граждан на городских и внутрирайонных маршрутах транспорта общего пользования по единому проездному билету, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляли в Департамент градостроительства и инфраструктуры, отчеты о фактических затратах по форме согласно приложению к Порядку определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан, установленных статьей 1 Закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области", по единому именному льготному месячному проездному билету, утвержденному Приложением 2 настоящего постановления.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта области, проверив отчеты всех перевозчиков, ежемесячно до 12 числа месяца, следующего за отчетным, предоставляла в Департамент дорожного хозяйства и транспорта области отчеты о расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки при проезде отдельных категорий граждан на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов (в границах административного района), по формам согласно приложениям 7, 8, утвержденным настоящим постановлением.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта области на основании отчетов Департамента градостроительства и инфраструктуры в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, формировал и представлял в Департамент финансов области сводный отчет о предоставленных мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Департамент дорожного хозяйства и транспорта области на основании отчетов органов местного самоуправления муниципальных образований области и в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования перечислял субвенции с лицевого счета, открытого в управлении областного казначейства Департамента финансов области, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего их перечисления в местные бюджеты.
Учитывая данные положения нормативных актов и то, что конкретные сроки перечисления Департаментом дорожного хозяйства и транспорта области органам местного самоуправления финансовых средств на возмещение расходов перевозчиков Порядком реализации закона области не установлены, Департамент градостроительства и инфраструктуры города при поступлении областных средств распределял их между всеми перевозчиками, погашая при этом более ранние по календарной очередности их расходы.
В 2012 году за счет средств субвенций, выделенных из областного бюджета в соответствии с Законом области N 1393-ОЗ Департаментом градостроительства и инфраструктуры администрации города Вологды получены финансовые средства в объеме 163 000 000 руб.
В соответствии с отчетами в 2011 году сумма фактических затрат при предоставлении проезда по единому именному льготному месячному проездному билету за 2011 год составила 210 377 225 руб. 75 коп.
Получено в 2011 году средств из областного бюджета 181 056 121 руб. 27 коп., в том числе:
- 2 419 633 руб. 35 коп. на возмещение фактических затрат 2010 года;
- 178 636 487 руб. 92 коп. на возмещение фактических затрат 2011 года.
Таким образом, в 2011 году не профинансированы фактические затраты, понесенные в 2011 году, на сумму 31 740 737 руб. 78 коп.
Данные средства были перечислены из областного бюджета в 2012 году платежными поручениями от 13.01.2012 N 45 на сумму 16 078 671 руб. 78 коп., от 30.01.2012 N 307 на сумму 13 242 432 руб. 65 коп., от 03.02.2012 N 342 на сумму 2 419 633 руб. 35 коп.
В соответствии с отчетами в 2012 году сумма фактических затрат при предоставлении проезда по единому именному льготному месячному проездному билету за 2012 год составила 159 259 400 руб. 84 коп.
Получено в 2012 году средств из областного бюджета 163 000 000 руб.
Департамент градостроительства и инфраструктуры распределил их следующим образом:
- 31 740 737 руб. 78 коп. на возмещение фактических затрат 2011 года,
- 131 259 262 руб. 22 коп. на возмещение фактических затрат 2012 года.
Поскольку бюджетом не профинансированы фактические затраты перевозчиков, понесенные в 2012 году, на сумму 28 000 138 руб. 62 коп, Департамент градостроительства и инфраструктуры города, как конечное звено в цепочке получателей бюджетных средств, не имел возможности исполнить свои обязательства по договору и не возместил Предпринимателю затраты за август и сентябрь 2012 года в общей сумме 568 865 руб. 62 коп.
Расходы Предпринимателя за август и сентябрь 2012 года в сумме 552 661 руб. 03 коп., связанные с проездом областных категорий льготников по единым именным льготным месячным проездным билетам, и в сумме 1 6 104 руб. 59 коп., связанные с проездом федеральных категорий льготников по единым именным льготным месячным проездным билетам, до настоящего времени не возмещены.
Арифметическая часть заявленных к взысканию расходов ответчиками по делу, а также Департаментом градостроительства и инфраструктуры города проверена, замечаний не вызвала.
На основании пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В данном иске судом установлено бездействие федеральных органов управления и органов субъекта Российской Федерации Вологодской области, выразившееся в не возмещении перевозчику расходов, связанных с исполнением предписаний закона, предусматривающих льготный проезд отдельных категорий граждан на транспорте.
В пункте 16 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Из платежных поручений, следует, что перечисление денежных средств осуществлялось без указания на конкретный месяц возмещения затрат, поэтому Департаментом возмещались расходы перевозчикам в календарной последовательности (исполнялись более ранние обязательства), что судом первой инстанции правомерно признано обоснованным.
Судом также установлено, что в связи с непоступлением из областного бюджета достаточных денежных средств на возмещение расходов перевозчиков не смогли исполнить свои обязательства Департамент дорожного хозяйства и транспорта области и Департамент градостроительства и инфраструктуры города.
Расходы Предпринимателя, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте за август и сентябрь 2012 года не возмещены, в связи с чем заявленные истцом исковые требования обоснованно удовлетворены судом за счет казны Вологодской области в части областных льготников в сумме 552 661 руб. 03 коп. и за счет казны Российской Федерации в части федеральных льготников в сумме 16 104 руб. 59 коп.
Довод Департамента финансов о том, что он не может являться ответчиком по данному делу, поскольку не является стороной по договору, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По данному делу надлежащим органом, представляющим интересы субъекта Российской Федерации - Вологодской области, является главный распорядитель - Департамент финансов Вологодской области, следовательно, и взыскание необходимо производить с Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Ссылка Департамента финансов на факт установления решением Арбитражного суда Вологодской области от 18.10.2013 по делу N А13-7480/2013 нарушения органами местного самоуправления города Вологды Порядка определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по единому именному льготному месячному проездному билету, отклоняется судом апелляционной инстанции поскольку постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.06.2014 данное решение (как и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014) изменено, из мотивировочной части решения исключен вывод о неправильном применении органами местного самоуправления города Вологды Порядка определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан, установленных статьей 1 Закона области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на территории Вологодской области", по единому именному льготному месячному проездному билету, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина Вологодской областью в лице Департамента финансов Вологодской области в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 мая 2014 года по делу N А13-1998/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1998/2014
Истец: Предприниматель Шабанов Муслум Закир оглы
Ответчик: Департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, Департамент финансов Вологодской области, Муниципальное образование "Город Вологда" в лице Администрации города Вологды, Российская Федерация в лице министерства финансов Российской Федерации
Третье лицо: Управление Федерального казначейства по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4389/15
15.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8868/14
06.08.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5244/14
07.05.2014 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-1998/14