17 декабря 2014 г. |
Дело N А56-21294/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Серовой В.К., Старченковой В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" Сусорова И.Е. (доверенность от 07.04.2014 N 126),
рассмотрев 15.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 (судья Судас Н.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 (судьи Попова Н.М., Несмиян С.И., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-21294/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания", место нахождения: 187326, Ленинградская обл., Кировский р-н, пгт Приладожский, д. 2А3, ОГРН 1044700565172, ИНН 4703074613 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению "Волховская средняя общеобразовательная школа N 7", место нахождения: 187403, Ленинградская обл., г. Волхов, Советская ул., д. 1/3, ОГРН 1034700530215, ИНН 4702003088 (далее - Школа), об обязании внести изменения в договор от 21.07.2009 N 18-447/005-ПС-09 об оказании услуг по технологическому присоединению к электрической сети путем подписания дополнительного соглашения, устанавливающего окончательную стоимость услуги по договору в сумме 4 596 789 руб. 12 коп., а также о взыскании 2 346 789 руб. 12 коп. задолженности, составляющей разницу между окончательной стоимостью оказанной услуги, установленной в дополнительном соглашении, и суммой, уплаченной Школой по договору.
Решением суда от 11.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.09.2014, в иске отказано.
Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные и принять новое решение - об удовлетворении иска.
Общество оспаривает вывод судов о том, что предусмотренные договором основания для внесения в условие договора о стоимости услуг изменений не наступили в связи с отказом Комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области (далее - ЛенРТК) в установлении платы по индивидуальному проекту. Отказ мотивирован значительно большей стоимостью такой платы (13 105 229 руб. 89 коп.) по сравнению с рассчитанной по приказу ЛенРТК от 25.02.2011 N 21-п (4 596 789 руб. 12 коп.), поэтому ответ уполномоченного органа является основанием для внесения изменения в спорный договор.
Школа о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (сетевая организация) по договору от 21.07.2009 N 18-447/005-ПС-09 об оказании услуг по технологическому присоединению к электрической сети обязалось оказать Школе (заявителю) услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) заявителя к электрической сети, а заявитель - оплатить услуги в порядке и условиях, предусмотренных договором.
В соответствии с пунктом 1.2 договора, технологическое присоединение осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ в пределах заявленной мощности потребления (вторая категория надежности, дополнительная мощность 155 кВА) для электроснабжения Школы, расположенной по адресу: Ленинградская обл., г. Волхов, Советская ул., д. 1/3.
Согласно пункту 3.1.1 Общество обязано в течение трех месяцев с даты заключения договора обратиться в ЛенРТК для установления размера платы за технологическое присоединение Школы к электрическим сетям Общества по индивидуальному проекту.
Пункт 3.1.2 предусматривает, что Общество обязано в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу приказа ЛенРТК об установлении ставки платы за технологическое присоединение объекта - Школы к электрическим сетям истца по индивидуальному проекту подготовить и направить в адрес Школы подписанный и скрепленный печатью организации проект дополнительного соглашения об установлении платы по договору.
Пунктом 3.2.2 установлено, что заявитель обязан в течение пяти рабочих дней с даты получения от сетевой организации в соответствии с пунктом 3.1.2 договора проекта дополнительного соглашения об установлении стоимости услуги по договору подписать его, скрепить печатью и вернуть Обществу один экземпляр.
В соответствии с пунктом 4.1 ориентировочная стоимость выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению составляет 7 500 000 руб. Стоимость услуги устанавливается сторонами на основании утвержденной ЛенРТК индивидуальной платы за технологическое присоединение заявителя к электрическим сетям сетевой организации путем заключения дополнительного соглашения в порядке, определенном пунктами 3.1.2, 3.2.2.
Во исполнение договора Школа платежным поручением от 05.08.2009 N 00000002913 перечислила на расчетный счет Общества 2 250 000 руб., составляющих 30% ориентировочной стоимости услуги.
Согласно акту технологического присоединения к электрическим сетям от 30.10.2009 N 117, подписанному сторонами, технологическое присоединение энергопринимающих устройств ответчика к электрическим сетям истца выполнено в соответствии с действующими правилами и нормами.
Общество обратилось в ЛенРТК для установления ставки платы за технологическое присоединение объекта по индивидуальному проекту, но 29.03.2011 в адрес Общества поступило письмо N 2-1-3525/10-1-1 с отказом в установлении ставки платы по индивидуальному проекту ввиду нецелесообразности применения таковой при наличии утвержденных приказом ЛенРТК от 25.02.2011 N 21-п стандартизированных тарифных ставок, в связи с чем Общество произвело расчет платы за технологическое присоединение в соответствии с данным приказом. Стоимость услуги составила 4 596 789 руб. 12 коп.
Общество письмом от 07.09.2011 N 02/391 направило в адрес Школы для подписания проект дополнительного соглашения к договору от 21.07.2009 N 18-447/005-ПС-09, устанавливающего окончательную стоимость оказанных услуг.
Поскольку Школа не подписала дополнительное соглашение и не оплатила оказанные ей услуги в полном объеме, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности иска как по праву, так и по размеру, поскольку спорный договор заключен сторонами до издания ЛенРТК приказа от 25.02.2011 N 21-п, дополнительное соглашение не подписано, т.е. стоимость услуг в сумме, указанной в проекте дополнительного соглашения, сторонами не согласована.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения установлен Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Технологическое присоединение во всех случаях заканчивается составлением акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон (пункты 7 и 19 Правил N 861).
Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки подлежат государственному регулированию (часть 2 статьи 23 Закона N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 17 Правил N 861 размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Согласно абзацу 2 пункта 30 Правил N 861 если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные инвестиционные программы на очередной период регулирования, либо если не поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 данных Правил, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Выполнение Обществом предусмотренных договором обязательств подтверждено актом технологического присоединения от 30.10.2009 N 117, подписанным сторонами без замечаний.
Согласно пункту 4.2.2 договора в течение пяти календарных дней с момента оформления акта о технологическом присоединении заявитель оплачивает разницу между стоимостью услуги и размером платежа, установленного пунктом 4.2.1 договора.
Таким образом, поскольку цена услуги по технологическому присоединению является регулируемой, указанная в пункте 4.1 договора стоимость услуги Общества является ориентировочной, плата по индивидуальному проекту для Школы не были установлена, должны применяться ставки платы за технологическое присоединение к сетям Общества, действующие на момент оплаты.
Вместе с тем Общество не представило в материалы дела расчета задолженности Школы за оказанные услуги по технологическому присоединению.
Поскольку суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по оценке доказательств, решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, предложить Обществу представить подробный расчет иска, дать ему оценку на соответствие подлежащим применению нормам материального права и представленным в подтверждение такого расчета доказательствам по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по делу N А56-21294/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.