22 декабря 2014 г. |
Дело N А05-5687/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от Министерства финансов Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 27.12.2013 N 10-13/405), от Контрольно-счетной палаты Архангельской области Спицыной В.Н. (доверенность от 22.04.2014 N 8),
рассмотрев 16.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.07.2014 (судья Низовцева А.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А05-5687/2014,
установил:
Министерство финансов Архангельской области, место нахождения: 163004, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49 (далее - Минфин), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к муниципальному образованию "Котласский муниципальный район" в лице Администрации (далее - Администрация) с иском о взыскании 13 054 086 руб. 48 коп. межбюджетных трансферов, выделенных на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения за период с 01.01.2011 по 31.12.2012.
Делу присвоен номер А05-3468/2014.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 07.05.2014 в отдельное производство выделено требование Минфина о взыскании 2 952 257 руб. 73 коп. субсидий, перечисленных в 2012 году обществу с ограниченной ответственностью "Водотеплоснаб" (далее - ООО "Водотеплоснаб", Общество), с присвоением ему номер дела А05-5687/2014.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Контрольно-счетная палата Архангельской области (далее - Палата), Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области; ООО "Водотеплоснаб".
Решением суда первой инстанции от 01.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.09.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Минфин, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление судов отменить.
В судебном заседании представитель Минфина поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Палаты также просил удовлетворить кассационную жалобу по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в 2012 году государственными полномочиями Архангельской области по предоставлению субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, были наделены органы местного самоуправления.
Министерство и Администрация 07.02.2012 на основании "Порядка предоставления и расходования субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения на 2012 год", утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 01.02.2012 N 23-пп (далее - Порядок N 23-пп), заключили соглашение N 203/04-06/10 о взаимодействии сторон при предоставлении и расходовании субвенций из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в 2012 году (далее - Соглашение от 07.02.2012).
Во исполнение названного Соглашения от 07.02.2012 Министерство перечислило в бюджет Администрации субвенции для предоставления субсидий теплоснабжающим организациям на общую сумму 51 291 879 руб.
Между Администрацией и ООО "Водотеплоснаб" 09.11.2011 было заключено соглашение о финансировании по предоставлению субсидий на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения на 2012 год, на основании которого последнему перечислены в виде аванса денежные средства в размере 13 260 684 руб. 27 коп.
Фактическая потребность ООО "Водотеплоснаб" в средствах субсидий за 2011 год составила 10 308 426 руб. 54 коп., в сентябре 2012 года названное общество утратило статус теплоснабжающей организации, размер излишне перечисленного ему аванса составил 2 952 257 руб. 73 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 25.04.2013 по делу N А05-16302/2012 ООО "Водотеплоснаб" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство, определением суда от 05.06.2013 требования в размере 2 952 257 руб. 73 коп. включены в третью очередь реестра требований кредиторов.
Поскольку до настоящего времени сумма перечисленных ООО "Водотеплоснаб" субсидий в областной бюджет не возвращена, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, счел, что "поскольку до настоящего времени излишне перечисленные средства в бюджет Администрации не возвращены, а со стороны ответчиков нарушение Порядка N 23-пп не допущено, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется".
С данным выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
Между тем судами не учтено следующее.
Областной закон от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ "О порядке наделения органов местного самоуправления в Архангельской области отдельными государственными полномочиями Архангельской области" (далее - Закон N 84-5-ОЗ), в том числе, устанавливает общий порядок и условия наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа (далее - органы местного самоуправления) отдельными государственными полномочиями Архангельской области и государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Архангельской области (далее - отдельные государственные полномочия), регулирует отношения между органами государственной власти Архангельской области и органами местного самоуправления в связи с наделением указанными полномочиями, их осуществлением органами местного самоуправления, контролем за их осуществлением, прекращением их осуществления.
Согласно статье 9 названного закона органы местного самоуправления начинают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий со дня, установленного областным законом об областном бюджете, которым введена в действие соответствующая глава настоящего областного закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а если такой день не установлен - со дня вступления в силу указанного областного закона об областном бюджете (часть 1). Органы местного самоуправления заканчивают осуществление переданных им отдельных государственных полномочий после наступления основания прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (часть 2).
В соответствии со статьей 1 Закона области от 29.10.2012 N 550-34-ОЗ, вступившем в силу с 01.01.2013, в соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Закона N 84-5-ОЗ, государственные полномочия Архангельской области по предоставлению субсидий, в том числе на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, возвращены органам государственной власти Архангельской области; возвращение государственных полномочий является основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области, за исключением городского округа "Новая Земля", соответствующих государственных полномочий Архангельской области и влечет последствия, установленные пунктом 4 статьи 10 Закона N 84-5-ОЗ.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 10 Закона N 84-5-ОЗ предусмотрено, что при наступлении одного из оснований прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в течение месяца финансовые средства, не использованные для осуществления отдельных государственных полномочий, подлежат перечислению в областной бюджет.
В силу абзацев 8 и 9 пункта 11 Порядка N 23-пп, действовавшего в спорный период, в случае прекращения теплоснабжающей организацией регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения при наличии образовавшейся вследствие авансового перечисления задолженности у теплоснабжающей организации по субсидии излишне перечисленные средства подлежат возврату в бюджет.
Обязанность по взысканию с теплоснабжающей организации излишне перечисленных средств субсидии несут органы местного самоуправления. В случае невозможности взыскания с теплоснабжающей организации излишне перечисленных средств субсидии органы местного самоуправления производят возврат указанных средств в областной бюджет за счет собственных средств местного бюджета.
Исходя из системного толкования приведенных выше положений, возврат излишне перечисленных средств субсидии за счет собственных средств местного бюджета должен быть осуществлен в областной бюджет не позднее месяца после прекращения государственных полномочий.
Вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по возврату излишне перечисленных средств субсидий при невозможности их взыскания с теплоснабжающей организации, может быть возложена на муниципальное образование, только если будет установлено нарушение порядка расходования средств субвенций, является ошибочным и противоречит Порядку N 23-пп.
Обстоятельства, установленные судами о принятии ответчиком мер для возвращения излишне перечисленных средств субсидий в бюджет не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, упомянутая судами, сформирована с учетом иных фактических обстоятельств. В нашем случае спорные государственные полномочия Архангельской области на 2012 год переданы ответчику в установленном порядке с соблюдением принципа самостоятельности бюджетов.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам сторон и представленным сторонами доказательствам, установить имеющие значение обстоятельства и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.07.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2014 по делу N А05-5687/2014 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.