24 декабря 2014 г. |
Дело N А56-4648/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Ломакина С.А. и Михайловской Е.А.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Покровской Л.Ю. (доверенность от 31.10.2013), от открытого акционерного общества "Перелог" Даняева А.В. (доверенность от 04.02.2014),
рассмотрев 24.12.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Перелог" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 по делу N А56-4648/2014 (судьи Слобожанина В.Б., Мельникова Н.А., Черемошкина В.В.),
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42, ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Перелог", место нахождения: 195030, Санкт-Петербург, ул. Электропультовцев, д. 7, лит. "Ц", ИНН 7806121589, ОГРН 1027804183450 (далее - Общество), о взыскании (с учетом уточнения требований) 708 013 руб. 33 коп. задолженности за отпуск питьевой воды и прием сточных вод с превышением нормативов водоотведения по качеству за период с 01.10.2013 по 31.10.2013 и 4223 руб. 76 коп. пеней.
Общество в рамках дела N А56-6940/2014 обратилось к Предприятию с иском о признании незаконными действий по расчету удельной величины платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, а также признании незаконным требования об оплате счета от 31.10.2013 на спорную сумму.
Определением суда от 13.03.2014 настоящее дело и дело N А56-6940/2014 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением суда от 17.04.2014 (судья Чекунов Н.А.) иск Предприятия удовлетворен. В удовлетворении иска Обществу отказано.
Не согласившись с решением от 17.04.2014, Общество обратилось с жалобой на него в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Определением от 11.08.2014 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным процессуальным законодательством для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Суд привлек участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия ВО, д. 13, лит. "А").
Постановлением апелляционной инстанции от 19.09.2014 решение от 17.04.2014 отменено, принят новый судебный акт: иск Предприятия удовлетворен, Обществу в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить постановление от 19.09.2014, дело направить на новое рассмотрение. Податель жалобы полагает, что не является абонентом, в отношении которого применяются Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) и Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга 19.10.2004 N 1677 (далее - Порядок N 1677). Общество считает неверным расчет и указывает, что объем его водоотведения увеличился в связи с несанкционированным сбросом третьими лицами сточных вод в систему канализации, которая не находится в ведении Общества.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Предприятия просил оставить жалобу без удовлетворения.
Третье лицо уведомлено о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием и Заводом (абонентом) заключен договор от 29.06.2011 N 11-542574-О-ВО на прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор).
В приложении N 2 к Договору согласованы контрольные колодцы 208 (диаметром выпуска 600, бытовая канализация, выпуск N 1) и 202а (диаметром выпуска 600, дождевая канализация, выпуск N 2) по адресу: Санкт-Петербург, ул. Химиков, д. 20.
Предприятие уведомило Общество о том, что 01.10.2013 будет производить отбор контрольных проб.
По результатам отбора проб из контрольного колодца 208 (выпуск N 1) Предприятием составлен акт от 01.10.2013 N 276441-300913-10.
Акт подписан представителем Общества - генеральным директором Сычевым В.А. без замечаний.
В тот же день по акту приема-передачи пробы переданы на исследование в закрытое акционерное общество "Центр Исследования и Контроля Воды".
По результатам анализа проб сточных вод по выпуску N 1 (колодец 208) зафиксировано превышение установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод.
Истец направил ответчику извещение от 15.10.2013 N 3492 и расшифровку расчета удельной величины платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Согласно выставленному счету-фактуре от 31.10.2013 N 5425740143 и расшифровке к нему плата за сброс в бытовую канализацию загрязняющих веществ (выпуск N 1, колодец 208) составила 708 013 руб. 33 коп.
Уклонение Общества от оплаты счета послужило основанием иска Предприятия.
Общество обратилось с самостоятельным иском, не соглашаясь с произведенным расчетом.
Суд апелляционной инстанции удовлетворил требования Предприятия, посчитав его обоснованным, а в иске Обществу отказал.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения в спорный период регулировались Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правилами N 167.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Данный документ, а также положения пунктов 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 - 71 Правил N 167 не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Общество не представило доказательств того, что ему уполномоченным органом установлены лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, а потому Предприятие обоснованно в отношениях с Обществом руководствовалось как Правилами N 167, так и Постановлением N 1310.
Во исполнение Постановления N 1310 Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок N 1677.
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за: превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 N 148 установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга. Приложением N 3 к правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, вступившими в силу 14.08.2013, установлены максимальные допустимые значения показателя и (или) концентрации в натуральной пробе сточных вод.
Данные указанных нормативных актов использовало Предприятие в расчете удельной величины платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, при этом плата рассчитана в соответствии с пунктом 19.4 Порядка N 1677.
Ежемесячный объем водоотведения согласован сторонами в Договоре. Указанный в расчете объем водоотведения не превышает договорный, ответчиком его величина не оспорена.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанций посчитал доказанным факт превышение установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод. Произведенный Предприятием расчет платы суд проверил и признал правильным.
Оснований для иной оценки доказательств у кассационной инстанции не имеется.
При таком положении оснований для отмены судебного акта не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2014 по делу N А56-4648/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Перелог" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.