29 декабря 2014 г. |
Дело N А56-8240/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Грачевой И.Л.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Кошмана С.С. (доверенность от 29.10.2013), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Боровковой Н.С. (доверенность от 30.12.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2014 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А56-8240/2014,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886 (далее - Теруправление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734 (далее - Управление Росреестра), в государственной регистрации перехода права собственности на здание овощехранилища, расположенное по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, вблизи д. Старое Гарколово, дом без номера; обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию перехода права на данный объект.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ника", место нахождения: 426028, Удмуртская республика, г. Ижевск, ул. Маяковского, д. 14, ОГРН 1121832002445, ИНН 1832097155 (далее - Общество).
Решением от 19.05.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, приватизация отчуждаемого здания возможна только с одновременной приватизацией занятого им земельного участка; исходя из фактического использования земельного участка для целей, не связанных с обеспечением обороны и безопасности, не имеется оснований для отнесения земельного участка к землям, ограниченным в обороте.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Теруправления Росимущества против удовлетворения жалобы возражал, считая, что земельный участок под зданием относится к землям, ограниченным в обороте, полномочия по реализации земельного участка Теруправлению Росимущества не предоставлялись.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) от 28.06.2011 N 1063-р "О реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества ФСБ России" распоряжением Теруправления Росимущества от 05.03.2012 N 123-р утвержден план продажи военного высвобождаемого недвижимого имущества, расположенного по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, Вистинское сельское поселение, вблизи д. Старое Гарколово, согласно Приложению N 1, в том числе здания овощехранилища общей площадью 50,4 кв. м, дом без номера, лит. И, путем продажи на торгах в форме аукциона, открытого по составу участников и закрытого по способу подачи предложений по цене.
По результатам проведенного 14.05.2012 аукциона Росимущество и Общество заключили договор от 16.05.2012 N 01-16/244 купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества, в том числе здания овощехранилища.
Согласно пункту 1.2 договора, выписке из реестра федерального имущества от 09.03.2010 и кадастровому плану земельного участка продаваемое имущество расположено на земельном участке площадью 7792 кв. м с кадастровым номером 47:20:02-18-001:0040, находящемся в собственности Российской Федерации и предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования войсковой части 2133.
В соответствии с пунктом 5.2 договора покупатель имущества самостоятельно и за свой счет оформляет документы, необходимые для оформления права землепользования, на основании договора купли-продажи и плана продажи имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объект передан покупателю по передаточному акту от 16.07.2012.
Теруправление Росимущества и Общество 18.11.2013 обратились в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права собственности на здание овощехранилища.
Уведомлением от 09.01.2014 N 18/40/2013-335 Управление Росреестра сообщило об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на спорное имущество на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), поскольку в нарушение статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статьи 25.5 Закона о государственной регистрации не представлены документы об отчуждении земельного участка одновременно с приватизацией здания.
Теруправление Росимущества, считая данный отказ незаконным, поскольку земельный участок не являлся предметом договора купли-продажи высвобождаемого военного недвижимого имущества и не может быть отчужден одновременно с объектами недвижимости по причине того, что относится к землям, ограниченным в обороте, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации. Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона о государственной регистрации. К числу таких оснований, в частности, относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Порядок высвобождения недвижимого военного имущества определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.98 N 623 в соответствии с действовавшим на момент его принятия Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.07.97 N 775.
Как установили суды, спорный объект был отчужден в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими высвобождение недвижимого военного имущества; земельный участок не включен в перечень подлежащего реализации на торгах высвобождаемого военного недвижимого имущества, утвержденный распоряжением Теруправления Росимущества от 05.03.2012 N 123-р во исполнение распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 15.05.2003 N 2000-р и распоряжения Росимущества от 28.06.2011 N 1063-р. На земельном участке площадью 7792 кв. м, помимо здания овощехранилища общей площадью 50,4 кв. м, права на которое были заявлены к регистрации, расположено еще девять объектов, являвшихся предметом договора купли-продажи от 16.05.2012 N 01-16/244. Пунктом 5.2 договора предусмотрена обязанность покупателя в дальнейшем оформить документы, необходимые для оформления прав землепользования в соответствии с действующим законодательством, предоставляющим собственнику объекта недвижимости исключительное право приобрести соответствующий земельный участок в собственность или право аренды данного земельного участка. Аукцион и его результаты, а также заключенный по результатам проведения аукциона договор купли-продажи заинтересованными лицами не оспорены, недействительными не признаны.
При таких обстоятельствах суды правильно посчитали, что препятствий для государственной регистрации перехода права собственности на здание овощехранилища не имелось, в связи с чем оспариваемый отказ регистрирующего органа является незаконным.
Ссылке на статью 25.5 Закона о государственной регистрации, содержащейся в уведомлении Управления Росреестра от 09.01.2014 N 18/40/2013-335, апелляционный суд дал верную оценку исходя из того, что данной нормой регулируется процедура государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок при государственной регистрации перехода права собственности на здание, когда земельный участок отчуждается одновременно со зданием, в связи с чем названная статья не может служить правовым обоснованием отказа в государственной регистрации перехода права собственности на здание в соответствии с договором, по которому не происходит отчуждение земельного участка.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2014 по делу N А56-8240/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.