14 января 2015 г. |
Дело N А26-7080/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Ломакина С.А., Серовой В.К.,
при участии от Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Атарщиковой Т.М. (доверенность от 12.01.2015 N 4/11-1/КЦТ-и), от Министерства финансов Республики Карелия Кузнецова Р.Г. (доверенность от 16.07.2012 N 16.2-12),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищно-эксплуатационные услуги Суоярви" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.04.2014 (судья Погорелов В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 (судьи Жиляева Е.В., Тимухина И.А., Серикова И.А.) по делу N А26-7080/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищно-эксплуатационные услуги Суоярви" (место нахождения: Республика Карелия, г. Суоярви, ул. Н.Идрисова, д. 24, ОГРН: 1121040000146, ИНН: 1016043273; далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам (место нахождения: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Мерецкова, д. 8, ОГРН: 1021000541781, ИНН: 1001034050; далее - Комитет) о взыскании 19 791 664 руб. 81 коп. убытков (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьи лиц привлечены Министерство финансов Республики Карелия (далее - Министерство финансов) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство строительства).
Решением от 03.04.2014 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.08.2014 решение от 03.04.2014 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить решение от 03.04.2014 и постановление апелляционной инстанции от 14.08.2014 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Комитета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Министерства финансов также просил оставить судебные акты без изменения.
Компания и Министерство строительства о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебном заседании не участвовали. Ходатайство Компании об отложении рассмотрения кассационной жалобы отклонено.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания в период отопительного сезона 2012-2013 годов являлась теплоснабжающей организацией на территории Суоярвского городского поселения.
Постановлением от 07.09.2012 N 115 (с изменениями от 29.01.2013) Комитет установил истцу тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям на территории Суоярвского городского поселения.
Ссылаясь на то, что данным постановлением Комитет установил тариф на тепловую энергию для населения значительно ниже ее реальной стоимости, в связи с чем ввиду неполной компенсации разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом, по которому потребленную энергию оплачивали потребители, возникли убытки, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (статьи 5, 7 Закона) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено осуществление полномочий по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 (в частности, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям), за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (статья 10 Закона).
Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 16 и 1069 ГК РФ). Одним из способов возмещения вреда является возмещение причиненных убытков.
Под убытками в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать сам факт наличия вреда, нарушение обязательства, причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков.
Доказательств, подтверждающих сам факт возникновения у истца убытков, судом по материалам дела не установлено.
Из материалов дела видно, что постановлением Правительства Республики Карелия от 05.02.2008 N 24-П "О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Республики Карелия" (далее - Постановлением N 24-П) утверждены критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц- производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидии, а также цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Постановлением от 07.09.2012 N 115 Комитет установил Компании тарифы на тепловую энергию в паре, горячей воде для населения и прочих потребителей на основании протокола заседания правления от 07.09.2012 N 98 (том 1; л.д. 23). Постановлением от 29.01.2013 N 7 в постановление от 07.09.2012 N 115 внесены изменения (том 1; л.д.77, 78). С учетом того, что тариф для населения установлен ниже экономического обоснованного уровня, разница в тарифах компенсировалась Компании из бюджета Республики Карелия в соответствии с заключенными между Компанией и Комитетом соглашениями о предоставлении субсидий на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую населению тепловую энергию, финансирование инвестиционных, производственных программ в соответствии с Постановлением N 24-П.
Согласно материалам дела Компании из бюджета Республики Карелия перечислены субсидии в 2012 году в размере 6 181 400 руб. и 643 796 руб. 89 коп. в 2013 году (платежные поручения от 01.04.2013 N 3044703 и от 21.11.2013 N 4181202). Общий размер субсидий на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую населению тепловую энергию, финансирование инвестиционных, производственных программ, перечисленный из бюджета Республики Карелия составил 6 825 196 руб. 83 коп.
Доказательства того, что Компания обращалась в Комитет с заявлением относительно неправомерности определения размера начисленных субсидий, в материалы дела не представлено.
Факт возникновения убытков в результате незаконных действий или бездействия ответчика не доказан, равно как и то обстоятельство, что размер полученных Компанией субсидий не покрывает в полном объеме ее затраты.
При таком положении, кассационная инстанция, считая правильным вывод суда об отказе Компании в иске и не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу N А26-7080/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Жилищно-эксплуатационные услуги Суоярви" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.