03 февраля 2015 г. |
Дело N А56-36517/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Специализированная похоронно-ритуальная служба" Лашера А.И. (доверенность от 01.07.2014), от Отдела правовой экспертизы в сфере государственного строительства юридического комитета администрации губернатора Санкт-Петербурга Максимова В.Ю. (доверенность от 12.01.2015 N 07-125/5), от Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Леусенко Ю.П. (доверенность от 12.01.2015 N 07-125/77), от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Ритуальные услуги" Длуголенской В.П. (доверенность от 18.11.2014),
рассмотрев 27.01.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированная похоронно-ритуальная служба" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2014 по делу N А56-36517/2014 (судьи Королева Т.В., Рогова Ю.В., Синицына Е.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная похоронно-ритуальная служба", место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, Яхтенная ул., д. 22, корп. 2, пом. 257, ОГРН 1147847107385, ИНН 7814606509 (далее - Служба, ООО "Специализированная служба"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим пункта 1.1 "Положения о порядке транспортировки и доставки в морги больниц, крематория и судебно-медицинской экспертизы умерших, их хранения и подготовки к захоронению или кремации", утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 10.02.1993 N 97-р "О создании службы транспортировки умерших в морги города" (далее - Положение N 97-р), как несоответствующего частям 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Ритуальные услуги", место нахождения: 191036, Санкт-Петербург, 1-я Советская ул., д. 8, ОГРН 1037843039354, ИНН 7825699343 (далее - СПб ГУП "Ритуальные услуги"), а также Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский пр., д. 16, ОГРН 1127847621109, ИНН 7838482845 (далее - Комитет).
Решением суда от 29.09.2014 Службе отказано в удовлетворении заявленного требования.
В кассационной жалобе ООО "Специализированная служба", ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит отменить указанный судебный акт и принять новый - об удовлетворении заявления Службы в полном объеме. По мнению подателя жалобы, оспариваемое Положение N 97-р ограничивает конкуренцию на рынке оказания ритуальных услуг, создает необоснованные преимущества в отношении СПб ГУП "Ритуальные услуги", осуществляющему деятельность на указанном рынке, в связи с чем нарушаются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель ООО "Специализированная служба" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители губернатора Санкт-Петербурга и Комитета возражали против ее удовлетворения. Представитель СПб ГУП "Ритуальные услуги" поддержал позицию губернатора Санкт-Петербурга.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 10.02.1993 N 97-р (в редакции распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 05.11.1998 N 1107-р) утверждено Положение N 97-р.
Пунктом 1.1 Положения N 97-р установлено, что перевозка умерших осуществляется круглосуточно только спецавтотранспортом автобазы специализированного производственно-бытового объединения (СПБО) в соответствии с настоящим Положением.
Часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Частью 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, на противоречие которой в том числе и поставлен вопрос заявителем, установлен запрет на совмещение функций органов государственной власти и функций хозяйствующих субъектов с функциями и правами указанных органов.
Отказывая ООО "Специализированная служба" в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал, что заявитель не представил мотивированных доказательств того, чем именно оспоренные нормы пункта 1.1 Положения N 97-р нарушают его права и могут ли они создать обстоятельства, позволяющие воздействовать в одностороннем порядке на общие условия обращения товара на рынке похоронных услуг. Оценив положение указанной нормы, суд также отклонил доводы Службы о несоответствии спорной нормы части 3 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, поскольку пункт 1.1 Положения N 97-р не наделяет СПБО функциями органов местного самоуправления. Кроме того, суд проверил полномочия мэра Санкт-Петербурга по изданию оспоренного нормативного акта. Проанализировав действующее законодательство Российской Федерации в период принятия спорного акта, суд пришел к выводу о наличии компетенции у данного должностного лица по утверждению Положения N 97-р.
Деятельность исполнительных органов власти Санкт-Петербурга в период принятия спорного нормативного акта на федеральном уровне регулировалась Законом Российской Федерации от 05.03.1992 N 2449-1 "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации" (далее - Закон РФ N 2449-1), а также Законом Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N1550-1). Полномочия по изданию спорного распоряжения мэром Санкт-Петербурга вытекали из положений статьи 10 и пункта 2 статьи 40 Закона РФ N 2449-1, а также пунктов 1 и 6 статьи 73 и пункта 1 статьи 76 Закона РФ N 1550-1.
В настоящий период вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, как и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - указанные полномочия могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (статьи 2 и 25 Закона N 8-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 04.1.2006 N 408-64 "О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге" (далее - Закон СПб N 408-64) организация похоронного дела в Санкт-Петербурге осуществляется правительством Санкт-Петербурга. Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, правительство Санкт-Петербурга постановлением от 07.03.2006 N 210 "Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге" (далее - Постановление N 210) утвердило "Положение об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге", а также "Положение о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге". Указанными нормативными актами определены основные принципы организации и система похоронного дела в Санкт-Петербурге, а также полномочия органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и иных лиц, занятых в области похоронных и связанных с ними услуг.
Из анализа развития нормативных актов в рассматриваемой сфере правоотношений усматривается, что законодательство Российской Федерации в сфере похоронного дела с течением времени и изменением социальной ситуации видоизменилось и усовершенствовалось (в том числе и в Санкт-Петербурге - городе федерального значения).
Оснований для формального признания несоответствующим статье 15 Закона N 135-ФЗ пункта 1.1 Положения N 97-р, действующего с 1993 года и применяемого в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам в регулируемой сфере правоотношений, у арбитражного суда не имеется.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу; нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должно, в частности, быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
Заявитель не представил доказательств того, что именно оспоренная им норма спорного Положения N 97-р (с учетом принятых позднее других нормативных актов) нарушает права ООО "Специализированная служба" и создает препятствия к осуществлению предпринимательской деятельности. Представленное в материалы дела письмо Комитета от 12.05.2014 N 4469/14-0-0 было правомерно не принято судом первой инстанции в качестве такого доказательства, поскольку содержит в себе перечень нормативных актов, регулирующих поставленный Службой в обращении от 10.04.2014 года вопрос. В указанном письме Комитет обращает внимание, что эвакуация тел умерших (погибших) в морги, из моргов на кладбища для захоронения или в крематорий осуществляется в соответствии с пунктом 8 "Положения о порядке создания и содержания мест погребения и деятельности кладбищ в Санкт-Петербурге", утвержденного Постановлением N 210. Имеющаяся в рассматриваемом деле переписка Комитета и Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за декабрь 2013 - январь 2014 годов направлена на организацию взаимодействия профильного комитета, а также сотрудников полиции и учреждений здравоохранения, осуществляющих медицинскую экспертизу, но не свидетельствует о создании какого-либо административного барьера в экономической деятельности Службы.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает, что основания для удовлетворения жалобы ООО "Специализированная служба" отсутствуют.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта, не выявлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 руб. при подаче кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Согласно статье 104 АПК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату ООО "Специализированная служба" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2014 по делу N А56-36517/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированная похоронно-ритуальная служба" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Специализированная похоронно-ритуальная служба", место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, Яхтенная ул., д. 22, корп. 2, пом. 257, ОГРН 1147847107385, ИНН 7814606509, из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, перечисленной по квитанции от 30.11.2014.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оснований для формального признания несоответствующим статье 15 Закона N 135-ФЗ пункта 1.1 Положения N 97-р, действующего с 1993 года и применяемого в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам в регулируемой сфере правоотношений, у арбитражного суда не имеется.
...
В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должно, в частности, быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 февраля 2015 г. N Ф07-9695/14 по делу N А56-36517/2014
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9695/14
11.12.2014 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9695/14
30.10.2014 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9695/14
29.09.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-36517/14