09 февраля 2015 г. |
Дело N А21-1632/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Матлиной Е.О.,
при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" Давыдовой А.А. (доверенность от 02.02.2015),
рассмотрев 04.02.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.06.2014 (судья Зинченко С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 (судьи Кашина Т.А., Полубехина Н.С., Тимухина И.А.) по делу N А21-1632/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РОСГОССТРАХ-МЕДИЦИНА", место нахождения: 121059, г. Москва, ул. Киевская, д. 7, ОГРН 1027806865481, ИНН 7813171100 (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница", место нахождения: 236005, Калининград, ул. Летняя, д. 3-5, ОГРН 1023901864095, ИНН 3908010986 (далее - Учреждение), 804 617 руб. 12 коп. основного долга и 27 474 руб. 32 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - Фонд).
Решением суда первой инстанции от 16.06.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.10.2014, исковые требования удовлетворены частично. С Учреждения в пользу Общества взыскано 804 617 руб. 12 коп. основного долга; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что судами не приняты во внимание доводы Учреждения о том, что при оказании помощи больным применялся стандарт оказания помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 01.08.2007 N 513.
Как считает податель жалобы, в силу положений Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.07.1993 N 5487-1, объем медицинской помощи по стандарту, утвержденному на региональном уровне приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 29.09.2011 N 243, не мог быть меньше, чем предусмотрено в федеральных стандартах.
Податель жалобы также полагает, что Общество, допустившее оплату случаев оказания медицинской помощи не в рамках Программы модернизации здравоохранения Калининградской области на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 29.03.2011 N 218 (далее - Программа модернизации), должно нести ответственность наравне с Учреждением, поскольку все реестры были приняты к оплате без каких-либо претензий Обществом и Фондом.
В отзывах на кассационную жалобу Общество и Фонд просят оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Учреждения подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество и Фонд о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.05.2011 между Обществом (страховая медицинская организация) и Учреждением (организация) заключен договор N 11 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - Договор).
По условиям Договора организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (пункт 1 Договора).
Стороны 11.01.2012 подписали дополнительное соглашение к Договору о финансировании мероприятий по внедрению стандартов медицинской помощи, проводимых в рамках Программы модернизации здравоохранения Калининградской области. Данной программой, в частности, предусмотрено внедрение стандартов медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения. Указанные стандарты утверждены приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 29.09.2011 N 243.
В соответствии с Программой модернизации и Соглашением о тарифах на 2012 год определен объем финансирования одного случая лечения инсульта (всех видов) в размере 129 163 руб. 44 коп. (в том числе, 100 577 руб. 14 коп. - за счет субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования и 28 586 руб. 30 коп. - за счет средств бюджета Территориального фонда).
Пунктом 3.2 Договора предусмотрено право Общества не оплачивать или не полностью оплачивать затраты медицинской организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в страховую медицинскую организацию при выявлении нарушений договорных обязательств в отношении объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Согласно пункту 5.7.1 приложения N 3 к Договору Учреждение обязано возвратить 100% стоимости за каждый случай повторного включения ранее оплаченной позиции (повторного выставления ранее оплаченного счета).
В соответствии с пунктом 7 Договора Учреждение несет ответственность, предусмотренную статьями 39 и 41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.3 Договора, пунктом 2.2 дополнительного соглашения к Договору и на основании приказа Фонда Общество провело тематическую медико-экономическую экспертизу всех представленных к оплате и оплаченных случаев лечения инсультов (всех видов) в 2012 году по застрахованным Обществом пациентам в рамках реализации Программы модернизации. По результатам экспертизы составлен акт.
При проведении медико-экономической экспертизы Общество установило, что в отношении лечения 8 пациентов Учреждение повторно предъявило в страховую медицинскую организацию реестры на оплату медицинской помощи с доплатой за выполнение стандарта медицинской помощи.
По итогам экспертного контроля Общество со ссылкой на пункт 3.2 Договора направило в адрес Учреждения претензию от 27.01.2014 N 46 с требованием возвратить денежные средства в сумме 804 617 руб. 12 коп.
Ссылаясь на то, что Учреждение оставило претензию без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали документально подтвержденным факт повторного включения в реестр ранее оплаченной позиции в отношении 8 застрахованных лиц и удовлетворили иск в части основного долга.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Программой модернизации предусмотрено внедрение стандартов медицинской помощи во всех лечебных учреждениях Калининградской области.
В целях реализации Программы модернизации приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 29.09.2011 N 243 утверждены стандарты медицинской помощи, финансируемые в рамках Программы, в том числе, стандарт медицинской помощи больным с внутримозговым кровоизлиянием и стандарт медицинской помощи больным с инфарктом мозга. Данные стандарты включают в себя не только диагностику и лечение, но и меры, направленные на реабилитацию больного (лечебная физкультура, лечение ходьбой, массаж и др.).
Проанализировав нормативные акты, регулирующие правоотношения в сфере оказания и оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, с учетом разработанных Программой модернизации мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями, суды пришли к правильному выводу о том, что выполнение стандарта, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 29.09.2011 N 243, не предполагает проведения в рамках Программы модернизации какой-либо дополнительной реабилитации пациента, получившего объем медицинской помощи по стандарту, независимо от того, в каком медицинском учреждении застрахованное лицо проходило курс лечения.
Доводы подателя жалобы относительно правомерности применения при оказании помощи больным Стандарта, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.07.2007 N 513, отклонены судами обеих инстанций как несостоятельные.
По условиям Договора Общество приняло на себя обязательство по осуществлению дополнительного финансирования Учреждения в рамках внедрения стандартов медицинской помощи при реализации Программы модернизации (пункт 2.1.1 дополнительного соглашения к Договору).
Таким образом, получение Учреждением дополнительного финансирования обусловлено именно внедрением и выполнением стандартов, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 29.09.2011 N 243.
Кроме того, как установлено судами, содержание стандарта медицинской помощи больным с внутримозговым кровообращением или с инфарктом мозга (острая фаза), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Калининградской области от 29.09.2011 N 243, полностью совпадает с содержанием Стандарта медицинской помощи больным с инсультом (острая фаза), утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 513, а в соответствии с Программой модернизации оплата производится только за лечение острой фазы заболевания.
Подлежат отклонению приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся распределения ответственности между Учреждением и Обществом, принявшим все реестры к оплате без каких-либо претензий.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 38 Закона N 326-ФЗ страховая медицинская организация осуществляет контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
Таким образом, проведение медико-экономического контроля специалистами Общества не исключает возможности проведения впоследствии медико-экономической экспертизы для изучения документации специалистом-экспертом.
Объем экспертиз и кратность проведения экспертиз предусмотрены в пункте 2.2 дополнительного соглашения к Договору и соответствуют Порядку организации и проведения контроля, объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 N 230.
Доказательства, свидетельствующие о допущенных Обществом нарушениях порядка проведения контроля, в материалах дела отсутствуют.
Установив, что в отношении 8 застрахованных лиц ответчиком допущено повторное выставление ранее оплаченного счета, повлекшее необоснованное расходование 804 617 руб. 12 коп., полученных из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, суды признали правомерными заявленные Обществом требования.
Обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования и оценки доказательств, выводы судов соответствуют условиям Договора, а также нормам материального права, в том числе положениям статей 39 и 41 Закона N 326-ФЗ. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.06.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2014 по делу N А21-1632/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.