26 февраля 2015 г. |
Дело N А21-9680/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Светлогорский район" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.05.2014 (судья Ковалев Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 (судьи Горбик В.М., Барканова Я.В., Полубехина Н.С.) по делу N А21-9680/2013,
установил:
Администрация муниципального образования "Светлогорский район", место нахождения: 238560, Калининградская обл., г. Светлогорск, Калининградский пр., д. 77а, ОГРН 1023902054967, ИНН 3912002917 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, место нахождения: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134 (далее - Росимущество), о признании незаконными отказов от 02.08.2013 N ПП-10/35341 и от 01.08.2013 N ПП-10/35192 в передаче земельных участков с кадастровыми номерами 39:17:010021:106, 39:17:030001:2, 39:17:030002:17; обязании Росимущества принять решение о передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генарала Соммера, д. 27, ОГРН 1109326011177, ИНН 3906224703 (далее - Теруправление Росимущества).
Решением от 22.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 данное решение оставлено без изменения.
Администрация в кассационной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов судов нормам действующего законодательства, просит отменить данные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки подтверждает, что данные участки, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, могут являться объектом прав; положениями Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ) не исключается возможность передачи в муниципальную собственность земельных участков, границы которых не вынесены на местности; суды не учли позицию Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенную в письмах от 26.02.2014 и 28.02.2014; оспариваемые решения об отказе в передаче участков приняты Росимуществом за пределами установленного законом двухмесячного срока.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в целях реализации Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ Администрация обратилась в Росимущество с заявлениями от 18.04.2013 N 1834 и от 23.05.2013 N 2588 о передаче из федеральной в муниципальную собственность следующих земельных участков:
общей площадью 80 586 кв. м с кадастровым номером 39:17:010021:106 по адресу: Калининградская область, Светлогорский район, г. Светлогорск, участок ограничен Калининградским проспектом - проездом к пристани - р. Светлогорка и Майским проездом - полосой отвода железной дороги;
общей площадью 299 706 кв. м с кадастровым номером 39:17:030001:2 по адресу: Калининградская область, Светлогорский район, поселок Приморье, участок ограничен границей округа - пляжем ул. Флотская - проездом - дорогой с бетонным покрытием - границей округа - полосой отвода железной дороги - ручьем;
общей площадью 170 063 кв. м с кадастровым номером 39:17:030002:17, местоположение которого установлено относительно расположенного в границах участка ориентира по адресу: Калининградская область, Светлогорский район, поселок Приморье, участок ограничен дорогой с бетонным покрытием - оградой - грунтовой дорогой - шоссе - границей округа.
Письмами от 02.08.2013 N ПП-10/35341, от 01.08.2013 N ПП-10/35192 Росимущество уведомило Администрацию о невозможности принять решение о передаче указанных земельных участков в муниципальную собственность, поскольку согласно представленным выпискам из государственного кадастра недвижимости границы испрашиваемых земельных участков не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем данные участки не могут выступать в качестве предмета земельно-правовых сделок и распорядительных актов.
Администрация, считая данные отказы незаконными, поскольку отсутствие установленных границ испрашиваемых земельных участков не предусмотрено Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ в качестве основания для отказа в передаче участков из федеральной собственности в муниципальную собственность, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отношения, связанные с передачей земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ.
Частями 3, 4 статьи 1 названного Закона установлены основания для передачи в собственность муниципальных районов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до вступления в силу названного Закона.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, право собственности Российской Федерации на испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 39:17:010021:0106, 39:17:030001:0002, 39:17:030002:0017 зарегистрировано 25.04.2008, 19.08.2004, 19.08.2004 соответственно, до вступления в силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, а кадастровые номера участков внесены в государственный кадастр недвижимости 14.02.2008, 25.03.2004 и 25.03.2004 соответственно, до вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). При этом согласно представленным кадастровым выпискам границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суды, проанализировав в совокупности положения статей 6, 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 7, 38 Закона о кадастре, правомерно посчитали, что вопрос о передаче земельных участков не может быть разрешен до их индивидуализации в предусмотренном действующим законодательством порядке путем установления местоположения границ участков посредством определения координат характерных точек таких границ.
Из частей 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ следует, что в муниципальную собственность могут быть переданы земельные участки, занятые принадлежащими муниципальному образованию объектами или предоставленные органам местного самоуправления, созданным ими казенным и муниципальным унитарным предприятиям, некоммерческим организациям, а также участки, на которых отсутствуют находящиеся в федеральной собственности объекты и которые не предоставлены федеральным органам власти, созданным ими предприятиям и некоммерческим организациям.
Между тем при отсутствии определенных в надлежащем порядке границ земельных участков невозможно установить, находятся ли на них те или иные объекты и имеются ли в границах участков какие-либо землепользователи, то есть проверить наличие указанных выше оснований для передачи земельных участков из одного уровня собственности в другой. В связи с изложенным суды верно указали, что Администрация не представила доказательства нахождения на спорных участках принадлежащих муниципальному образованию объектов либо использования участков муниципальными предприятиями, организациями, а также доказательства отсутствия на испрашиваемых участках федеральных объектов либо землепользователей, указанных в пунктах 2, 3 части 4 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали, что оспариваемые отказы Росимущества не противоречат закону и не нарушают прав Администрации.
Ссылка подателя жалобы на наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении испрашиваемых земельных участков в подтверждение того, что данные участки являются объектом прав, подлежит отклонению, так как осуществление в отношении земельных участков государственного кадастрового учета в соответствии с ранее действовавшим законодательством и государственной регистрации прав не исключает индивидуализации объектов при необходимости в порядке, установленном действующим в настоящее время законодательством.
Довод Администрации о направлении оспариваемых отказов Росимущества за пределами предусмотренного частью 6 статьи 1 Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ двухмесячного срока также не может быть принят во внимание, так как заявитель не обосновал, каким образом данное обстоятельство само по себе нарушает его права и законные интересы.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены указанных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.05.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу N А21-9680/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Светлогорский район" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.