25 февраля 2015 г. |
Дело N А66-7436/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Соколовой С.В.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Заборовский" Ивановой Л.В. (доверенность от 05.02.2015, без номера), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 90 по Тверской области Орловой С.А. (доверенность от 11.02.2015), Селезневой Н.В. (доверенность от 16.02.2015 N 03-26/02468),
рассмотрев 18.02.2015 в открытом судебном заседании кассационные жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива "Заборовский" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 90 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21.04.2014 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 (судьи Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю., Смирнов В.И.) по делу N А66-7436/2013,
установил:
производственный сельскохозяйственный кооператив "Заборовский", место нахождения: 170504, Тверская обл., Калининский район, Каблуковский с/п, д. Заборовье, ОГРН 1026940513533 (далее - кооператив), обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Тверской области, место нахождения: 170043, г. Тверь, Октябрьский пр., д. 26, ОГРН 1066901031823 (далее - инспекция, налоговый орган) от 24.04.2013 N 254, от 17.07.2013 N 541 и постановления от 24.04.2013 N 254 в части, касающейся задолженности, восстановленной после утраты права на реструктуризацию.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Тверской области (далее - управление), судебный пристав-исполнитель Калининского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по Тверской области Соловьева Н.А. (далее - судебный пристав-исполнитель).
Решением суда от 21.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 06.10.2014 решение суда от 21.04.2014 отменено в части отказа кооперативу в признании недействительным решения и постановления инспекции от 24.04.2013 N 254 о взыскании 185 752 руб. 51 коп. пеней и 45 110 руб. 05 коп., начисленных, соответственно, на задолженность по налогам и сборам за период приостановления права на реструктуризацию долгов в соответствии с решениями территориальной комиссии и за период с 04.12.2013 по 31.12.2012 в связи с расторжением соглашения о реструктуризацию. Признаны недействительными указанные решение и постановление инспекции в указанной части. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в признании недействительными решений и постановлений инспекции о взыскании сумм задолженности, восстановленной после утраты права на реструктуризацию, а также в части взыскания сумм задолженности, восстановленной после утраты права на реструктуризацию и принять по делу новый судебный акт, признав недействительным решение и постановление от 24.04.2013 N 254, решение и постановление от 17.07.2013 N 541 в части взыскания сумм задолженности, восстановленной после утраты права на реструктуризацию, принятых инспекцией.
В обоснование жалобы податель жалобы указывает, что право на взыскание спорных сумм инспекцией утрачено. По мнению кооператива, применение реструктуризации в отношении задолженности не отменяет установленный порядок взыскания задолженности до заключения соглашения о реструктуризации. Кооператив ссылается на отсутствие у инспекции документов, подтверждающих размер взыскиваемой задолженности и пеней. Кооператив считает, что инспекцией при взыскании задолженности нарушен срок, установленный пунктом 3 статьи 46 и статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу кооператива просит отказать в ее удовлетворении.
Инспекция в своей кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда в части признания недействительным решения и постановления инспекции от 24.04.2013 N 254 в части взыскания 185 752 руб. 51 коп. и 45 110 руб. 05 коп. пеней, начисленных кооперативу, соответственно, на задолженность по налогам и сборам за период приостановления права на реструктуризацию долгов в соответствии с решениями территориальной комиссии и за период с 04.12.2013 по 31.12.2012 в связи с расторжением соглашения о реструктуризации долгов и отказать кооператива в удовлетворении этой части требований.
В судебном заседании представители инспекции и кооператива поддержали доводы, приведенные в своих кассационных жалобах, и возражали против доводов противоположной стороны.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Третьи лица - управление и судебный пристав-исполнитель извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между инспекцией, государственным учреждением Тверского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд), Департаментом финансов Тверской области и кооперативом 30.03.2004 заключено соглашение о реструктуризации долгов, предметом которого являлась задолженность по основному долгу и начисленным процентам по состоянию на 01.02.2004 в сумме 2 817 695 руб. 83 коп., в том числе, задолженность по налогам и сборам в сумме 637 250 руб. 67 коп.; по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в сумме 918 660 руб. 46 коп.; по уплате единого социального налога в сумме 603 781 руб. 47 коп.; по товарным кредитам в сумме 407 806 руб. 23 коп.; по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 91 089 руб.; по централизованным кредитам в сумме 159 107 руб.
Согласно указанному соглашению, платежи в счет погашения долгов подлежали осуществлению в соответствии с графиком. Плату за отсрочку и рассрочку долгов должник обязался производить ежегодно в размере 0,5 процентов годовых, со дня подписания соглашения. Пени и штрафы за несвоевременное погашение должником обязательств по основному долгу, по которому осуществляется реструктуризация, начислению не подлежали.
Этим же соглашением установлено право комиссии на приостановление права на реструктуризацию долгов.
В дополнении к заключенному соглашению от 30.03.2004 инспекцией, фондом и кооперативом заключено соглашение от 30.03.2004 N 119 о списании сумм пеней и штрафов в сумме 3 410 041 руб. 48 коп.
Согласно данному соглашению кредиторы обязались производить списание задолженности по начисленным пеням и штрафам пропорционально сумме основного долга, погашенного в соответствии с соглашением о реструктуризации долгов.
Сторонами согласовано, что данное соглашение утрачивает силу при расторжении соглашения о реструктуризации долгов, с даты расторжения соглашения восстанавливается действующий порядок начисления пеней и штрафов.
Решением от 03.12.2012 N 5 Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных производителей Тверской области (далее - территориальная комиссия) в связи с неисполнением кооперативом условий реструктуризации на основании абзаца второго статьи 27 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (далее - Закон N 83-ФЗ) указанное соглашение о реструктуризации долгов расторгнуто.
Уведомлением от 03.12.2012 N 809-818 территориальная комиссия сообщила кооперативу о расторжении соглашения о реструктуризации долгов (т. 4, л. 29).
На основании этого инспекцией восстановлена задолженность по уплате налогов, сборов и пеней в размере 1 881 100,31 руб. в том числе по налогам в размере 1 185 313 руб. 78 коп., дополнительным платежам в сумме 2 688 руб. 74 коп. и пеням в размере 695 786 руб. 53 коп. (т. 2, л. 60 - 63).
Кроме того, инспекцией начислены кооперативу пени в размере 185 752 руб. 51 коп. и 45 272 руб. 69 коп., соответственно, на задолженность по налогам и сборам за период приостановления права на реструктуризацию долгов в соответствии с решениями территориальной комиссии за период с 27.05.2005 по 02.12.2012 и за период с 04.12.2012 по 31.12.2012 в связи с расторжением соглашения о реструктуризации.
В связи с этим инспекция направила в адрес заявителя требование N 225 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 18.01.2013 об уплате задолженности по налогам, сборам и пени, в котором предложила уплатить кооперативу задолженность налогам в размере 1 185 313 руб. 78 коп. и пеней в размере 929 500 руб. 47 коп. (с учетом дополнительных платежей в сумме 2688 руб. 74 коп.), установив срок его исполнения до 07.02.2013.
Также инспекцией направлены в адрес кооператива требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа по состоянию на 08.02.2013 N 2543, на 11.02.2013 N 2628, на 14.02.2013 N 2966 и на 14.02.2013 N 3072 об уплате пеней в размере 2 185 руб. 16 коп. за неуплату выставленных сумм задолженности по налогам и сборам за период с 01.01.2013 по 31.01.2013. Срок исполнения указанных требований установлен, соответственно, до 28.02.2013, 01.03.2013, 06.03.2013.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требования N 125 налоговым органом приняты решения от 08.02.2013 N 241 и от 05.04.2013 N 2881 о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств задолженности по налогам и сборам, соответственно, задолженности в размере 1 185 313 руб. 78 коп., пеней в размере 281 193 руб. 19 коп. и пеней в размере 462 914 руб. 60 коп.
При этом в указанную сумму пеней согласно расчету инспекции, представленному при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, вошли пени в размере 510 556 руб. 49 коп. и дополнительные платежи по налогу на прибыль в размере 2 688 руб. 74 коп., восстановленные после отмены права на реструктуризацию, пени в сумме 185 752 руб. 51 коп. и 45 110 руб. 05 коп., начисленные, соответственно, на задолженность по налогам и сборам за период приостановления права на реструктуризацию долгов в соответствии с решениями территориальной комиссии и за период с 04.12.2012 по 31.12.2012 в связи с расторжением соглашения о реструктуризацию.
Также в связи с неисполнением в добровольном порядке требований N 2543, 2628, 2966 и 3072 налоговым органом приняты решения от 26.03.2013 N 2177, от 28.03.2013 N 2230, от 04.04.2013 N 2762 и 2768 о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств пеней в размере 2185 руб.16 коп.
Вследствие невозможности исполнения данных решений вследствие отсутствия денежных средств на расчетных счетах кооператива, инспекцией приняты решение и постановление от 24.04.2013 N 254 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика задолженности по налогам и сборам в размере 1 083 843 руб. 09 коп. и пеней в размере 746 292 руб. 95 коп.
Также инспекцией начислены кооперативу 4 940 руб. 95 коп. пеней за неуплату восстановленной задолженности за период с 01.02.2013 по 30.04.2013.
Требованиями об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 04.04.2013 N 3347, на 22.05.2013 N 3849, на 04.04.2013 N 3348 и на 04.04.2013 N 3349 инспекция предложила заявителю уплатить указанную сумму пеней.
В связи с неисполнением в добровольном порядке указанных требований налоговым органом приняты решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств задолженности от 22.05.2013 N 3505, от 21.05.2013 N 3425, от 22.05.2013 N 3505 и от 08.07.2013 N 4537.
Впоследствии инспекцией 17.07.2013 приняты решение и постановление N 541 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика задолженности по налогам и сборам в размере 217 728 руб. 98 коп. и пеней в размере 12 829 руб. 32 коп., в том числе по указанным требованиям.
Не согласившись с решениями и постановлениями налогового органа от 24.04.2013 N 254 и от 17.07.2013 N 541 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика в части, касающейся задолженности, восстановленной после утраты права на реструктуризацию, кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции отказал кооперативу в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда в части.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав пояснения представителей сторон и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что реструктуризация задолженности по налогам, сборам и пеням была предоставлена кооперативу на основании Закона N 83-ФЗ.
В соответствии со статьей 29 данного Закона при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
Исходя из правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2005 N 13054/04, реструктуризация, по своей сути, является разновидностью рассрочки уплаты налога, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога.
Согласно статье 68 НК РФ при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.
В рассматриваемом случае судами установлено, что соответствующее уведомление территориальной комиссии о расторжении соглашения о реструктуризации долгов получено кооперативом в декабре 2012 года.
Поскольку в соответствии со статьей 29 Закона N 83-ФЗ при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считались наступившими, а кооператив обязанность по уплате данных платежей не исполнил, налоговый орган в соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 45 НК РФ обоснованно направил ему требования об уплате налогов и пеней, установив в них сроки уплаты обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса. Положения данной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога (пункты 1, 3, 7 и 9 статьи 46 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 47 названного Кодекса в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
В рамках рассматриваемого дела заявителем оспариваются решения и постановления налогового органа от 24.04.2013 N 254 и от 17.07.2013 N 541 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика в части, касающейся задолженности, восстановленной после утраты права на реструктуризацию.
Между тем согласно пункту 63 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 57) оспаривание приведенных решений налогового органа возможно только по мотивам нарушения срока и порядка их принятия, но не по мотиву необоснованности начисления сумм налога, пеней и штрафа.
Однако такие доводы в обоснование заявления об оспаривании данных решений в судах первой и апелляционной инстанций кооперативом не приводились. Доказательства нарушения инспекцией срока и порядка решений о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика в материалах дела отсутствуют.
Оспаривание налогоплательщиком постановлений налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, которые в силу взаимосвязанных положений статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" являются исполнительными документами может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании их не подлежащими исполнению, на что указано в пункте 64 Постановления Пленума N 57.
При этом, как следует из пункта 65 Постановления Пленума N 57, налогоплательщик вправе обратиться в суд с такими имущественными требованиями независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям в том числе необоснованности начисления сумм налога, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).
Соответствующих имущественных требований, рассматриваемых по правилам искового производства, о признании постановлений налогового органа от 24.04.2013 N 254 и от 17.07.2013 N 541 не подлежащими исполнению кооперативом не заявлялось.
При таких обстоятельствах следует признать, что у судов первой и апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для проверки обоснованности начисления кооперативу сумм налогов и пеней в рамках дела, рассматриваемого по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об оспаривании решений и постановлений инспекции о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции считает, что суд первой инстанции по существу верно в резолютивной части своего решения от 21.04.2014, принятого по настоящему делу, отказал кооперативу в удовлетворении заявления.
В этой связи постановление суда апелляционной инстанции от 06.10.2014 в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
При подаче кассационной жалобы по делу об оспаривании ненормативных правовых актов налогового органа кооперативом уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1 000 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по квитанции открытого акционерного общества "Северо-Западный банк" Сбербанка Российской Федерации от 05.11.2014.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2014 по делу N А66-7436/2013 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Тверской области от 21.04.2014, принятое по настоящему делу.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу "Заборовский", место нахождения: 170504, Тверская обл., Калининский район, Каблуковский с/п, д. Заборовье, ОГРН 1026940513533, из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по квитанции открытого акционерного общества "Северо-Западный банк" Сбербанка Российской Федерации от 05.11.2014.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.