03 марта 2015 г. |
Дело N А66-7621/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Асмыковича А.В. и Савицкой И.Г.,
рассмотрев 02.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Тверской таможни на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.09.2014 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 (судьи Мухарина Н.В., Осокина Н.Н., Холминов А.А.) по делу N А66-7621/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Коника Минолта Медикал Системз Раша" (место нахождения: 115230, Москва, Варшавское шоссе, дом 47, корпус 4, ОГРН 1067746594013, ИНН 7705731348; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Тверской таможни (место нахождения: 170043, город Тверь, Октябрьский проспект, дом 56, ОГРН 1026900519821, ИНН 6905010662; далее - Таможня), выразившихся в выпуске по декларации на товары N 10115040/020614/0001512 товаров медицинского назначения с уплатой налога на добавленную стоимость (далее - НДС), а также об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата 1 773 148 руб. 25 коп. излишне уплаченного налога.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 01.09.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статей 149 и 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, ввезенные декларантом товары являются "медицинскими изделиями" и при их декларировании правомерно начислен НДС по ставке 18% в соответствии с действующим законодательством.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 02.06.2014 Общество ввезло на таможенную территорию таможенного союза по декларации N 10115040/020614/0001512 товары - камеры лазерные мультиформатные медицинские DRYPRO, модель 832 (товар N 2), машины для проявления медицинских рентгеновских пленок модели Medical Film Processor SRX-101A с принадлежностями (товар N 3) и аппараты цифровой радиографии AeroDR SYSTEM с принадлежностями (товар N 4).
Декларант одновременно с подачей названной декларации представил в таможенный орган в отношении спорных товаров следующие документы: декларации о соответствии (от 11.09.2013 N РОСС.ГР.МЕ.Д01517, от 26.11.2013 N РОСС JP.ME.67.200355 и от 05.11.2013 N РОСС JP.HM28.H01419); регистрационные удостоверения, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, от 19.07.2013 N ФСЗ 2007/00692 (товар N 2), от 10.10.2013 N РЗН 2013/1252 (товар N 3) и от 04.07.2013 N ФСЗ 2012/11884 (товар N 4), а также выданные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии сертификаты соответствия, подтверждающие, что ввезенные товары относятся к коду 94 5230 ОКП (код по общероссийскому классификатору продукции).
На основании требования Таможни о корректировки сведений, заявленных в декларации на товары N 10115040/020614/0001512, Общество уплатило в отношении спорных товаров НДС по ставке 18% в сумме 1 773 148 руб. 25 коп.
Товары выпущены таможенным органом 03.06.2014 в соответствии с заявленным декларантом таможенным режимом.
Общество оспорило в судебном порядке действия Таможни по выпуску товаров с уплатой НДС по ставке 18%.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что ввезенный Обществом товар не подлежит обложению НДС, суд первой инстанции признал оспариваемые действия незаконными и обязал Таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченной суммы налога.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 211 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, относится к таможенным платежам (подпункт 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС).
При этом не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 150 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции, действующей в спорный период) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 (далее - Перечень). В примечании N 1 к названному Перечню указано, что к медицинской технике, подлежащей освобождению от уплаты НДС, относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Из пункта 1 статьи 38 Закона N 323-ФЗ следует, что медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 38 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила), которыми предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Исходя из системного анализа приведенных нормативных положений суды двух инстанций сделали правомерный вывод о том, что в период спорных правоотношений существовало несоответствие терминологии, приведенной в Налоговом кодексе Российской Федерации, терминологии, содержащейся в Законе N 323-ФЗ и используемой при выдаче регистрационного удостоверения (термин "медицинские изделия"). Названные несоответствия устранены в связи с внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации изменениями Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации". При этом какое-либо несоответствие терминологии, применяемой в нормативных правовых актах, не должно лишать юридическое лицо права на освобождение от налогообложения товаров, которые исходя из норм действующего законодательства не подлежат налогообложению.
Таким образом, при ввозе в Российскую Федерацию, как до 1 января 2014 года, так и после указанной даты, важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, на которые выданы в установленном порядке регистрационные удостоверения на изделия медицинской техники или медицинские изделия с указанием кодов общероссийского классификатора продукции (ОКП), предусмотренных Перечнем, применяется освобождение от налога на добавленную стоимость.
Судами двух инстанций установлено, что принадлежность спорных товаров к изделиям медицинской техники подтверждается представленными декларантом документами (декларациями о соответствии, регистрационными удостоверениями, сертификатами соответствия), из которых усматривается, что товары отнесены к коду 94 5230 ОКП - группа "оборудование рентгенологическое, радиологическое и травматологическое" (класс 94 0000 "медицинская техника", подкласс 94 5000 "оборудование медицинское").
При таких обстоятельствах суды двух инстанций сделали законные и обоснованные выводы о том, что ввезенные Обществом в Российскую Федерацию по декларации N 10115040/020614/0001512 товары освобождаются от налогообложения, в связи с чем оспариваемые действия Таможни правомерно признаны незаконными как несоответствующие вышеприведенным нормативным положениям.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов основаны на имеющихся в деле доказательствах, а потому кассационная инстанция, исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01.09.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по делу N А66-7621/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Тверской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.