12 марта 2015 г. |
Дело N А66-5877/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Грачевой И.Л., Ракчеевой М.А.,
при участии от администрации города Твери Репиной О.Ю. (доверенность от 03.12.2014), от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Репиной О.Ю. (доверенность от 01.12.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 14.08.2014 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 (судьи Шадрина А.Н., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А66-5877/2014,
установил:
индивидуальные предприниматели Калмакова Ольга Евгеньевна (ОГРНИП 309695220300094) и Массарская Елена Николаевна (ОГРНИП 309695220300042) обратились в Арбитражный суд Тверской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тверской области (место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Маршала Буденного, д. 8, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Учреждение), об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 812 кв.м, с кадастровым номером 69:40:0400054:0022, расположенного по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 3, равной его рыночной стоимости в размере 4 195 000 руб. 00 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 1, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057; далее - Департамент) и администрация города Твери (место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920; далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 14.08.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.11.2014, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация и Департамент, ссылаясь на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просят решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Администрации и Департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Предприниматели, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприниматели являются собственниками нежилых помещений в здании, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 69:40:0400054:0022, по адресу: г. Тверь, пер. Свободный, д. 3.
Администрация (арендодатель) и предприниматели (арендаторы) заключили договор аренды от 11.09.2008 N 161-1, в соответствии с которым арендаторам предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 812 кв.м, с кадастровым номером 69:40:0400054:0022, расположенный по адресу: г. Тверь, пер. Свободный, д. 3, для использования под торгово-офисное здание, сроком до 31.12.2018.
Постановлением Администрации от 30.12.2008 N 503-па утверждены результаты проведенной в 2008 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области, кадастровая стоимость арендуемого предпринимателями земельного участка установлена в размере 15 634 434 руб. 76 коп.
Согласно отчету оценщика общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Профи" Сиваева Ю.В. от 04.04.2014 N 4118з, представленному предпринимателями, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400054:0022 по состоянию на 30.12.2008 составила 4 195 000 руб.
Предприниматели, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, существенно превышающая его рыночную стоимость, должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратились в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласилась.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, а также при определении выкупной цены в случае приватизации участка в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Как следует из пункта 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в редакции действовавшей на момент обращения предпринимателей, предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Судами установлено, что предприниматели в обоснование своих требований представили отчет от 04.04.2014 N 4118з об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400054:0022. Соответствие данного отчета требованиям Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности подтверждено экспертным заключением от 23.06.2014 N 013/2014/ТВЕРЬ, выполненным общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" Экспертным советом.
При рассмотрении дела Учреждение, Администрация и Департамент не представили доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, не ходатайствовали о назначении экспертизы, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в соответствии с отчетом от 04.04.2014 N 4118з.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14.08.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу N А66-5877/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Твери и Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.