17 марта 2015 г. |
Дело N А13-8454/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" Овечкиной Э.В. (доверенность от 14.01.2015 N 2),
рассмотрев 10.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.09.2014 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 (судьи Холминов А.А., Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю.) по делу N А13-8454/2014,
установил:
Бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница", место нахождения: 162390, Вологодская область, город Великий устюг, Советский проспект, дом 30, ОГРН 1023502693664, ИНН 3526008576 (далее - Учреждение, Больница), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Великоустюгском, Кичменско-Городецком, Никольском районах (далее - Отдел), от 26.03.2014 N 42/04-12 (далее - Предписание) в части пунктов 1 и 3, а также пункта 5 в части открывания дверей флюорографического кабинета из процедурной в коридор "на выход" в здании по адресу: город Великий Устюг, Советский проспект, дом 54. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 03.09.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.11.2014, в удовлетворении заявленных требований Больнице отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит изменить принятые судебные акты в части признания недействительным пункта 1 спорного Предписания.
В отзыве на кассационную жалобу Отдел полагает, что данные судебные акты законны и обоснованны, а потому основания для их отмены в части признания недействительным пункта 1 Предписания отсутствуют.
В судебном заседании представитель Больницы поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Иные лица о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 17.03.2014 N 74-ВУ в отношении Учреждения была проведена внеплановая проверка с целью контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с истечением сроков исполнения предыдущего предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований (далее - СанПиН) от 08.10.2013 N 129/03-12.
В ходе проверки было выявлено, что Больница выполнила не все пункты данного предписания. Так, в том числе Учреждение не оборудовало локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения моечные ванны буфетных отделений многопрофильного стационара, являющиеся источником повышенных выделений влаги, тепла.
По результатам проверки составлен акт от 26.03.2014 N 72/04-12; и в этот же день Учреждению выдано новое предписание (N 42/04-12).
В пункте 1 этого Предписания Больнице предложено в срок до 01.09.2014 устранить нарушение требования пункта 4.5 СанПиН 2.3.6.1079-01.
Учреждение не согласилось с Предписанием в части устранения указанного в пункте 1 нарушения, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, отказывая заявителю в признании недействительным пункта 1 оспариваемого Предписания, правомерно руководствовались следующим.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
В силу статьи 3 Закона N 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
В статье 11 Закона N 52-ФЗ указано, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания установлены СанПиН 2.3.6.1079-01 и разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдению правил личной гигиены работников (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.2 тех же СанПиН 2.3.6.1079-01 санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания; независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с организацией питания населения.
Оборудование и моечные ванны, являющиеся источниками повышенных выделений влаги, тепла, газов, оборудуются локальными вытяжными системами с преимущественной вытяжкой в зоне максимального загрязнения (пункт 4.5 СанПиН 2.3.6.1079-01).
Суды установили, что деятельность Больницы связана с организацией питания ее пациентов и обслуживающего персонала. Заявитель использует пищеблок, буфетные лечебно-диагностических отделений стационара, оборудованные моечными ваннами. В связи с этим суды пришли к выводу об обязанности Учреждения оборудовать локальными вытяжными системами ванны буфетных отделений, а потому правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным пункта 1 Предписания.
Довод Учреждения об отсутствии в санитарном законодательстве требований о необходимости оборудования вытяжными системами именно ванны буфетных отделений был предметом рассмотрения в судах двух инстанций, где правомерно отклонен.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, а сделанные выводы соответствуют обстоятельствам по делу.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.09.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2014 по делу N А13-8454/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Великоустюгская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.