26 марта 2015 г. |
Дело N А42-428/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Михайловской Е.А., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания" (доверенность от 12.01.2015),
рассмотрев 26.03.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.04.2014 (судья Алексина Н.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Протас Н.И.) по делу N А42-428/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания", место нахождения: 199178, Санкт-Петербург, 17-я линия В.О., дом 66, ОГРН 1115038004817, ИНН 5038084496 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Государственной жилищной инспекции Мурманской области, место нахождения: 183038, город Мурманск, улица Софьи Перовской, дом 25/26, ИНН 5190109281, ОГРН 1025100849850 (далее - Инспекция), о признании незаконным предписания от 25.10.2013 N 1483/37 в части устранения нарушений по расчету размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения за август 2013 года, а также приведения расчетов размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения на общедомовые нужды в соответствии с требованиями законодательства.
Решением суда первой инстанции от 29.04.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.12.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты. Как полагает податель жалобы, он - в отсутствие общедомового прибора учета - размер платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в спорном многоквартирном доме рассчитывает правильно на основании пунктов 44, 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и по формулам 10, 15 Приложения N 2 к этим Правилам.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Инспекция надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, однако представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании обращения гражданки, проживающей в городе Мурманске в многоквартирном доме 33 по улице Орликовой, о проверке правильности порядка начисления платы за коммунальную услугу за горячее водоснабжение на общедомовые нужды в августе 2013 года, Инспекция вынесла распоряжение от 24.09.2013 N 2287 о проведении внеплановой документарной проверки.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 22.10.2013 N 1871, а 25.10.2013 вынесла предписание N 1483/37. Инспекция пришла к выводу о том, что Общество, являясь управляющей организацией спорного дома, производит начисление размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды с нарушением пунктов 40 и 54 Правил N 354, поскольку в указанном многоквартирном доме приготовление горячей воды производится с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (бойлера), а соответственно, начисление размера платы за горячее водоснабжение (тепловая энергия для подогрева и холодная вода, используемая для приготовления горячей воды) на общедомовые нужды производиться не должно.
В означенном предписании Инспекция установила Обществу в срок до 23.12.2013 устранить выявленные нарушения в части расчета размера платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за август 2013 года (пункт 1), а также привести расчет размера платы за коммунальное водоснабжение на общедомовые нужды в соответствии с требованиями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 40, 54 Правил N 354.
Не согласившись с законностью предписания, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, признав требования Общества необоснованными, отказали в удовлетворении заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как установлено судами, приготовление горячей воды осуществляется в спорном доме с использованием общедомового имущества - бойлера. В деле отсутствуют сведения о том, что этот дом оборудован общедомовым прибором учета холодной воды, которая используется для приготовления горячей воды, то е есть отсутствует централизованное горячее водоснабжение.
Согласно абзацу третьему пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 названных Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
В пункте 54 Правил N 354 установлено, что размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой N 20 Приложения N 2 к названным Правилам как сумма двух составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Формула N 20 Приложения N 2 к Правилам N 354 определяет размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в индивидуальном жилом или нежилом помещении.
В соответствии с абзацем вторым пункта 54 Правил N 354 объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.
Таким образом, согласно формуле N 20 в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребитель оплачивает объем потребленной горячей воды по тарифу на холодную воду (объем определяется по общим правилам: исходя из показаний индивидуального прибора учета либо в его отсутствие по нормативам потребления горячей воды) и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды (газ, электроэнергия), отнесенную на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в таком помещении, и определенную исходя из тарифа на этот ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В формуле N 20, равно как и в пункте 54 Правил N 354 не определен порядок установления платы за горячую воду, использованную на общедомовые нужды.
В связи с этим Общество определило размер платы за горячую воду, использованную на общедомовые нужды, в соответствии с пунктом 48 Правил N 354, используя формулы N 10 и N 15 Приложения N 2.
Таким образом, в конечном итоге Общество определило общую плату за коммунальную услугу, что соответствует пункту 40 Правил N 354. Данные действия Общества нельзя признать необоснованными, а потому вывод Инспекции о том, что расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в жилом помещении не соответствует требованиям Правил N 354, является ошибочным.
В оспариваемой Обществом части предписание Инспекции не соответствует требованиям пункта 40 Правил N 354 и подлежит отмене. В связи с этим решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а заявление Общества - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.04.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2014 по делу N А42-428/2014 отменить.
Признать незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 25.10.2013 N 1483/37 в части устранения нарушений по расчету размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения за август 2013 года, а также приведения расчетов размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения на общедомовые нужды в соответствии с требованиями законодательства.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.