07 апреля 2015 г. |
Дело N А66-12241/2013 |
Определением СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 307-ЭС15-7013 настоящее постановление отменено в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" 7 204 409 рублей 36 копеек убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта, 57 872 рублей 04 копеек расходов по оплате государственной пошлины
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 07.04.2015 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства социальной защиты населения Тверской области и Министерства финансов Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.07.2014 (судья Нофал Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А66-12241/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" (место нахождения: город Тверь, улица Коминтерна, дом 18; ОГРН 1096952014390; ИНН 6950104591; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском о взыскании убытков, понесенных в результате оказания в 2010 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях, с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (далее - Минсоцзащиты области) в сумме 379 179 руб. 44 коп. и с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в сумме 7 204 409 руб. 36 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Определением суда от 18.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Тверской области (далее - Минфин области).
Решением суда первой инстанции от 24.07.2014 убытки в пользу Общества взысканы с Тверской области в лице Минсоцзащиты области за счет казны Тверской области в сумме 379 179 руб. 44 коп. и с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в сумме 7 204 409 руб. 36 коп.
Кроме того, суд первой инстанции взыскал в пользу Общества с Тверской области в лице Минсоцзащиты области за счет казны Тверской области и с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации на случай неисполнения решения суда проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения на всю взыскиваемую сумму.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.12.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минсоцзащиты области просит отменить указанные решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части взыскания убытков с Тверской области. По мнению подателя жалобы, Тверской областью обязательства по компенсации части потерь истца в доходах за 2010 год выполнены полностью.
В кассационной жалобе Минфин области просит в полном объеме отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. По мнению подателя жалобы, Обществом пропущен срок исковой давности, размер убытков не подтвержден документально.
Жалобы рассмотрены в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом социальной защиты населения Тверской области (заказчик) и Обществом (исполнитель) заключен договор от 28.06.2010 N 217 на оказание услуг по перевозке учащихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области в 2010 году.
В рамках указанного договора Общество обязалось осуществить с 01.05.2010 по 15.06.2010 включительно и с 01.09.2010 по 31.12.2010 включительно перевозку обучающихся с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа, а заказчик - возместить исполнителю потери в доходах.
Дополнительным соглашением от 08.09.2010 к договору предусмотрено, что цена договора определяется на основании фактических расходов исполнителя и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 29.12.2009 N 116-30 "Об областном бюджете Тверской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в сумме 3 675 764 руб.
Согласно отчетам исполнителя, актам о выполнении обязательств по договору услуги по итогам 2010 года оказаны на сумму 11 259 352 руб. 80 коп. и возмещены на сумму, предусмотренную договором, в связи с чем сумма недополученных доходов Общества составила 7 583 588 руб. 80 коп.
Сославшись на возмещение потерь в доходах не в полном объеме, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав за Обществом право на возмещение потерь в доходах, удовлетворил исковые требования за счет казны Тверской области и казны Российской Федерации в размере 5 процентов и 95 процентов расходного обязательства соответственно.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба Минсоцзащиты области подлежит удовлетворению в силу следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем указанный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Федеральный закон N 308-ФЗ) межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Этим Федеральным законом предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 308-ФЗ постановлением от 31.12.2009 N 1208 утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Правила предоставления субсидий).
Согласно пункту 6 указанных Правил уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии устанавливается в размере 95 процентов расходного обязательства.
В период рассматриваемых правоотношений льгота на проезд обучающихся на территории Тверской области была установлена пунктом 1.2 Порядка предоставления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении учащимся и студентам и компенсации организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, утвержденным постановлением Администрации Тверской области от 25.05.2010 N 238-па.
Согласно пункту 3.2 указанного Порядка компенсация организациям железнодорожного транспорта потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, производится на основании договора (соглашения), заключенного между организацией железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области.
Правилами предоставления субсидий утверждено распределение субсидий в 2010 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся, согласно которому Тверской области выделено 15 494 100 руб. субсидии.
Согласно Закону Тверской области от 22.07.2011 N 40-ЗО "Об исполнении областного бюджета Тверской области за 2010 год" кассовое исполнение данных потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта осуществлено на сумму 15 494 100 руб.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В данном случае судами двух инстанций установлено, что фактические потери в доходах Общества в 2010 году составили 11 259 352 руб. 80 коп. и возмещены Тверской областью на сумму 3 675 764 руб.
Таким образом, довод Минсоцзащиты области о том, что Тверской областью в полном объеме выполнены обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2010 год, предусмотренные договором от 28.06.2010 N 217, является обоснованным.
Решение вопросов компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не отнесено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
В связи с этим у судов не имелось оснований для удовлетворения иска в сумме 379 179 руб. 44 коп. за счет казны Тверской области, а обжалуемые судебные акты в данной части подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
В части удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы Минфина области и отмены обжалуемых судебных актов не имеется, поскольку выводы судов о наличии у перевозчика права на возмещение потерь в доходах соответствует упомянутым нормам и фактическим обстоятельствам, довод Минфина области о том, что размер убытков истца не подтвержден документально, рассмотрен судами и отклонен, как противоречащий материалам дела, а представленный истцом расчет убытков проверен судами и признан обоснованным.
Доводу Минфина области о пропуске Обществом срока исковой давности дана оценка судом апелляционной инстанции, установившим, что с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела и условий договора о порядке финансирования требования перевозчиком заявлены в пределах срока исковой давности.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.07.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 по делу N А66-12241/2013 в части взыскания в пользу открытого акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" с Тверской области 379 179 руб. 44 коп. убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта отменить.
В указанной части в иске отказать.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение вопросов компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не отнесено.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 апреля 2015 г. N Ф07-439/15 по делу N А66-12241/2013
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2016 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 742-ПЭК15
07.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-439/15
29.12.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7620/14
24.07.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-12241/13