Определение Верховного Суда РФ от 4 сентября 2015 г. N 307-ЭС15-7013
Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В.,
изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, заявитель) на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.07.2014 по делу N А66-12241/2013, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного от 07.04.2015 по тому же делу
по иску открытого акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" (далее - общество, истец) о взыскании убытков, понесенных в результате оказания в 2010 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях, с Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (далее - Минсоцзащиты области) в сумме 379 179 рублей 44 копейки и с Российской Федерации в лице Минфин России в сумме 7 204 409 рублей 36 копеек,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области (далее - Минфин Тверской области), установил:
как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом социальной защиты населения Тверской области (заказчиком) и обществом (исполнителем) заключен договор от 28.06.2010 N 217 (далее - договор) на оказание услуг по перевозке учащихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Тверской области в 2010 году.
В рамках указанного договора общество обязалось осуществить с 01.05.2010 по 15.06.2010 и с 01.09.2010 по 31.12.2010 перевозку обучающихся с предоставлением льготы в виде 50% скидки от действующего тарифа, а заказчик - возместить исполнителю потери в доходах.
Дополнительным соглашением от 08.09.2010 к договору предусмотрено, что цена договора определяется на основании фактических расходов исполнителя и устанавливается в пределах бюджетных обязательств в соответствии с Законом Тверской области от 29.12.2009 N 116-ЗО "Об областном бюджете Тверской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в сумме 3 675 764 рублей.
Согласно отчетам исполнителя, актам о выполнении обязательств по договору услуги по итогам 2010 года оказаны на сумму 11 259 352 рублей 80 копеек и возмещены на сумму, предусмотренную договором, в связи с чем сумма недополученных доходов общества составила 7 583 588 рублей 80 копеек.
Сославшись на возмещение потерь в доходах не в полном объеме, общество обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.07.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014, в пользу общества взысканы убытки с Тверской области в лице Минсоцзащиты области за счет казны Тверской области в сумме 379 179 рублей 44 копеек и с Российской Федерации в лице Минфин России за счет казны Российской Федерации в сумме 7 204 409 рублей 36 копеек.
Кроме того, суд взыскал в пользу общества с Тверской области в лице Минсоцзащиты области за счет казны Тверской области и с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации на случай неисполнения решения суда проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 8,25% годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения на всю взыскиваемую сумму.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного от 07.04.2015 решение суда первой инстанции от 24.07.2014 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.12.2014 в части взыскания в пользу общества с Тверской области 379 179 рублей 44 копеек убытков и процентов за пользование чужими денежными средствами на случай неисполнения судебного акта отменены. В указанной части в иске отказано. В остальной части указанные судебные акты оставлены без изменения.
Суд кассационной инстанции нашел обоснованным довод Минсоцзащиты области о том, что Тверской областью в полном объеме выполнены обязательства по возмещению перевозчику потерь в доходах за 2010 год, предусмотренные договором от 28.06.2010 N 217, в связи с чем у судов не имелось оснований для удовлетворения иска в сумме 379 179 рублей 44 копеек за счет казны Тверской области.
Минфин России, ссылаясь на существенное нарушение судами норм права, прав и законных интересов заявителя, охраняемых законом публичных интересов, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)).
При изучении доводов кассационной жалобы Минфина России по материалам истребованного дела установлены основания для ее передачи на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании.
В обоснование своих требований заявитель кассационной жалобы указывает на то, что льгота по тарифам на проезд учащихся в виде 50% скидки от действующих тарифов при оплате проезда на территории Тверской области была установлена именно на региональном уровне нормативным актом субъекта Российской Федерации, в связи с чем ответственность за не возмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникающих в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет субъект Российской Федерации - Тверская область.
Приведенные доводы жалобы Минфина России заслуживают внимания и признаются достаточным основанием для передачи названной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.07.2014 по делу N А66-12241/2013, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного от 07.04.2015 по тому же делу передать с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.В. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 4 сентября 2015 г. N 307-ЭС15-7013
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2016 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 742-ПЭК15
07.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-439/15
29.12.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7620/14
24.07.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-12241/13