18 мая 2015 г. |
Дело N А21-1103/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.05.2014 (судья Гурьева И.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Кашина Т.А.) по делу N А21-1103/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Калининградинвестцентр", место нахождения: 236010, Калининградская обл., Калининград, ул. Радищева, д. 81, ОГРН 1023900780342, ИНН 3905044514 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - Теруправление Росимущества), выразившихся в отказе от подписания акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:5, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Светлогорск, Калининградский пр., д. 109; обязании Теруправления Росимущества согласовать местоположение границ данного земельного участка; установить границы указанного земельного участка в соответствии с межевым планом от 14.11.2013, изготовленным кадастровым инженером Новичковым Константином Геннадьевичем (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Калининградской области (далее - Кадастровая палата); федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", место нахождения: 131000, Москва, Варшавское ш., д. 37, ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610, в лице филиала - Управления федеральной почтовой связи Калининградской области (далее - Почта России); администрация муниципального образования "Светлогорский район", место нахождения: 238560, Калининградская обл., г. Светлогорск, Калининградский пр., д. 77А, ОГРН 1023902054967, ИНН 3912002917.
Решением от 26.05.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 данное решение оставлено без изменения.
Теруправление Росимущества в кассационной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права, просит отменить названные судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в результате удовлетворения требований Общества нарушаются права Российской Федерации как собственника земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:6, поскольку в соответствии с межевым планом вопреки воле собственника изменяется конфигурация данного участка и уменьшается его площадь; по сути требования Общества, не являющегося собственником смежного земельного участка, направлены на оспаривание зарегистрированного права федеральной собственности на недвижимое имущество.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что судами полностью выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы закона применены правильно.
Кадастровая палата в отзыве на кассационную жалобу также просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что в настоящее время в результате внесения в государственный кадастр недвижимости изменений во исполнение решения арбитражного суда от 26.05.2014 по настоящему делу устранено взаимное пересечение земельных участков с кадастровыми номерами 39:17:020004:6 и 39:17:020004:5. Кадастровая палата заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Кадастровой палаты не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы Светлогорского городского округа от 19.08.2004 N 566 администрация Светлогорского городского округа (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 20.08.2004 N 02-0035/2004 аренды земельного участка общей площадью 0,8849 га с кадастровым номером 39:17:02-00-04:0005, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Светлогорск, пос. Отрадное, Калининградский пр., д. 109, в границах, указанных в приложении N 1 к договору, для использования в целях эксплуатации базы отдыха сроком до 19.08.2053. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В последующем на основании постановления главы Светлогорского городского округа (мэра) от 24.10.2006 N 1483 глава Светлогорского городского округа и Общество заключили соглашение от 27.10.2006 к названному выше договору об изменении цели использования земельного участка на "реконструкция базы отдыха, проектирование и строительство многоквартирных жилых домов".
Постановлением главы администрации муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск" от 09.03.2011 N 54 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:5 вновь изменен на "реконструкция базы отдыха, проектирование и строительство многоквартирных и индивидуальных жилых домов".
Как указал заявитель и не оспорено другими участвующими в деле лицами, в настоящее время на арендуемом Обществом земельном участке построены четыре индивидуальных и два многоквартирных жилых дома, зарегистрированы права собственности на индивидуальные дома и помещения в многоквартирных домах.
После сдачи домов в эксплуатацию Общество приступило к формированию отдельных земельных участков для обслуживания жилых домов.
Постановлением Администрации от 14.03.2012 N 166 на основании заявления Общества утвержден проект раздела земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:5 на восемь вновь образуемых земельных участков для размещения индивидуальных и многоквартирных жилых домов, а также под проезд, проектирование и строительство многоквартирного жилого дома.
11.01.2013 Общество обратилось в Кадастровую палату с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:5, приложив межевой план от 11.01.2013.
Решением Кадастровой палаты от 07.02.2013 N 39/13-7453 осуществление кадастрового учета приостановлено в связи с выявленным пересечением границ четырех вновь образуемых земельных участков с земельным участком с кадастровым номером 39:17:020004:6.
Решением Кадастровой палаты от 07.05.2013 N 39/13-31442 отказано в осуществлении кадастрового учета по причине неустранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления его осуществления.
Тем временем Общество обратилось в Кадастровую палату с заявлением от 18.02.2013 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:5, представив межевой план от 13.02.2013, составленный в связи с исправлением кадастровой ошибки в местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 39:17:020004:5 и 39:17:020004:6 путем уточнения местоположения границ.
Решением Кадастровой палаты от 26.02.2013 N 39/13-12748 отказано в учете изменений объекта недвижимости в связи с отсутствием заявления собственника смежного земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:6 об учете изменений объекта недвижимости и оформлением представленного межевого плана с нарушением установленных требований.
В октябре 2013 года Общество направило Теруправлению Росимущества для согласования межевой план, подготовленный кадастровым инженером Новичковым К.Г. в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением кадастровой ошибки в местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 39:17:020004:5 и 39:17:020004:6.
Письмом от 27.11.2013 N ГБ-6111 Теруправление Росимущества уведомило Общество об отказе в согласовании представленного межевого плана по следующим причинам: в составе межевого плана отсутствуют правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на уточняемый земельный участок; отсутствует согласование с арендатором участка с кадастровым номером 39:17:020004:6 - Почтой России; в результате исправления кадастровой ошибки на 650 кв. м уменьшается площадь принадлежащего Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:6.
Общество, считая отказ Теруправления Росимущества как смежного землепользователя согласовать местоположение границ земельных участков незаконным и нарушающим права заявителя, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, по сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок площадью 8849 кв. м с кадастровым номером 39:17:020004:5 находится в собственности муниципального образования "Светлогорский район" Калининградской области и в аренде у Общества; смежный земельный участок площадью 4190 кв. м с кадастровым номером 39:17:020004:6 и разрешенным использованием "для размещения узла связи" принадлежит на праве собственности Российской Федерации (право зарегистрировано в установленном законом порядке) и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование правопредшественнику Почты России. Оба земельных участка поставлены на государственный кадастровый учет 18.02.2003 как ранее учтенные. В государственном кадастре недвижимости имеются сведения о взаимном пересечении границ данных земельных участков. Объекты недвижимости, возведенные Обществом и принадлежащие в настоящее время различным собственникам, оказались на территории пересечения границ спорных участков.
Суды в соответствии с положениями статей 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) правомерно исходили из того, что для уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:5, арендуемого Обществом, в целях устранения пересечения границ названного участка со смежным участком необходимо согласование местоположения границ с правообладателем смежного земельного участка; сведения о проведении такого согласования должны содержаться в межевом плане. При отказе заинтересованного лица в согласовании местоположения границ соответствующего земельного участка с обоснованием такого отказа и при наличии у заинтересованного лица возражений относительно согласования споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке, согласно статье 64 которого земельные споры рассматриваются судом.
Судебные инстанции, оценив возражения Теруправления Росимущества, изложенные в письме от 27.11.2013 N ГБ-6111, а также заявленные в ходе рассмотрения дела, обоснованно признали их несостоятельными.
Наличие у Общества правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок, а именно зарегистрированного договора аренды, сведения о котором Теруправление Росимущества было не лишено возможности получить самостоятельно, подтверждается материалами дела. О согласовании местоположения границ земельного участка с Почтой России в лице филиала - Управления федеральной почтовой связи Калининградской области, в постоянном (бессрочном) пользовании которой находится смежный земельный участок, свидетельствует соответствующая отметка в Акте согласования местоположения границы земельного участка, являющемся составной частью межевого плана от 14.11.2013.
Что касается уменьшения площади принадлежащего Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:6 в результате уточнения границ обоих земельных участков и устранения взаимного пересечения их границ, то при разрешении данного вопроса суды правомерно исходили из того, что согласно заключению кадастрового инженера сформировать границы земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:5 с сохранением площади земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:6 не представляется возможным; Теруправление Росимущества не предложило иных вариантов возможного установления границ спорных участков и устранения имеющегося пересечения, на территории которого оказались возведенные Обществом объекты; без уточнения границ и устранения их пересечения земельные участки не могут использоваться ни Обществом, ни федеральным собственником.
Довод подателя жалобы о том, что заявленные требования направлены на оспаривание права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:17:020004:6, подлежит отклонению, так как спор о границах земельного участка не является спором о праве на участок, что, в частности, следует из пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласно которому наличие судебного спора о границах земельного участка не может служить основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.
Таким образом суды, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, установив, что несмотря на обращение Общества Теруправление Росимущества отказало в согласовании местоположения границ земельного участка по мотивам, признанным судами необоснованными, а определение местоположения границ арендуемого Обществом участка в соответствии с межевым планом от 14.11.2013 направлено на устранение выявленного пересечения границ участков и на сохранение баланса прав и законных интересов заинтересованных лиц, правомерно признали оспариваемые действия Теруправления Росимущества незаконными и удовлетворили заявленные требования.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.05.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2015 по делу N А21-1103/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.