25 мая 2015 г. |
Дело N А21-5315/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 18.05.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "ДЕЛО" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.08.2014 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда (судьи Зотеева Л.В., Есипова О.И., Протас Н.И.) от 26.01.2015 по делу N А21-5315/2014,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "ДЕЛО" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области, место нахождения: 238300, Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Заречная, д. 4А, ОГРН 1023902299310, ИНН 3917000470 (далее - МУП ЖКХ "ДЕЛО", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Калининградской области место нахождения: 236000, г. Калининград, Офицерская ул., д. 6, ОГРН 1043900834658, ИНН 3904060810 (далее - Управление), в части непринятия решения о переоформлении лицензии от 03.07.2009 N ОТ-21-000451 (39) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а также об обязании Управления переоформить указанную лицензию в части осуществляемых МУП ЖКХ "ДЕЛО" в рамках лицензии видов деятельности согласно приложению к лицензии.
К участию в деле привлечена Администрация муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" (далее - Администрация).
Решением от 25.08.2014 суд отказал в удовлетворении требований.
Постановлением от 26.01.2015 апелляционный суд оставил решение от 25.08.2014 без изменения.
В кассационной жалобе МУП ЖКХ "ДЕЛО", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационные жалобы рассмотрены в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятие оказывало услуги по размещению отходов населению и юридическим лицам Гурьевского городского округа на основании выданной ему 03.07.2009 лицензии N ОТ-21-000451 (39) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в соответствии с приложением к лицензии (в части осуществления работ по сбору отходов II, III - V классов опасности, а также сбора и размещения сторонних отходов IV - V классов опасности), сроком действия до 03.07.2014, с указанием места осуществления деятельности по адресу: г. Гурьевск, ул. Советская, д. 3, Гурьевский район, полигон ТБО.
В 2013 году Предприятие изменило место нахождения с адреса: г. Гурьевск, ул. Советская, д. 3, на адрес: г. Гурьевск, ул. Заречная, д. 4а, при этом место осуществления деятельности по обращению с отходами производства и потребления осталось неизменным.
В связи с изменением местонахождения Предприятие 02.06.2014 обратилось в Управление с заявлением (исх. N 71) о переоформлении лицензии, приложив к заявлению оригинал имеющейся лицензии N ОТ-21-000451 (39) от 03.07.2009 и платежное поручение об уплате государственной пошлины от 28.05.2014 N 281.
Поскольку решение о переоформлении лицензии либо об отказе в переоформлении лицензии Управлением не было принято, МУП ЖКХ "ДЕЛО" оспорило в арбитражный суд бездействие Управления.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, указав на отсутствие незаконного бездействия со стороны Управления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалоб, пришла к следующим выводам.
В статье 3 Федерального закона от 03.11.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) раскрыты основные используемые в нем понятия:
- лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности);
- лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;
- лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Как следует из материалов дела, у Предприятия имелась лицензия от 03.07.2009 N ОТ-21-000451(39) на осуществление видов деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов. Лицензия была выдана в соответствии с требованиями пункта 74 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ и содержала перечень разрешенных видов деятельности в соответствии с указанным законом.
В период действия выданной Обществу лицензии законодателем были внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок обращения с отходами, в том числе в части лицензирования такого вида деятельности, в результате которых лицензированию с 25.06.2012 подлежала только деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (изменения в Федеральный закон N 99-ФЗ внесены Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ).
Вид деятельности по сбору, использованию и обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов согласно статье 12 Закона N 99-ФЗ в перечень видов деятельности, требующих получения лицензии, не включен.
В силу части 2 статьи 22 Закона N 99-ФЗ лицензии, предоставленные на виды деятельности, не указанные в части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, прекращают действие со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением лицензий, предоставленных на виды деятельности, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Как установлено частью 4 статьи 22 Закона N 99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению также в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Принимая во внимание изменение Предприятием места нахождения, а также учитывая изменение видов выполняемых работ, лицензия подлежала переоформлению в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 99-ФЗ.
Поскольку в силу внесенных в Закон N 99-ФЗ изменений перечень лицензируемых видов деятельности, осуществляемых Предприятием, также претерпел изменения, лицензиату в соответствии с частью 9 статьи 18 Закона N 99-ФЗ в заявлении также необходимо было указать сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ, оказании услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Лицензионные требования при осуществлении деятельности в области обращения с отходами установлены в пункте 3 Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение), в соответствии с которым лицензионными требованиями при осуществлении деятельности в области обращения с отходами в числе прочих являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Между тем, Предприятием к заявлению приложена копия заключенного между администрацией Гурьевского муниципального района Калининградской области и МУП ЖКХ "ДЕЛО" договора от 04.05.2009 N 363 о передаче в аренду земельного участка, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 39:03:04 00 14:0155, площадью 1500 кв.м. под полигон твердых бытовых отходов, а также кадастровая выписка на указанный земельный участок по состоянию на 02.04.2014, имеющий вид разрешенного использования: "земли сельскохозяйственного назначения".
Как установлено судами, доказательств наличия иных объектов для размещения отходов, отвечающих установленным законом требованиям, Предприятие не представило ни в Управление, ни в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Названными положениями Земельного кодекса РФ не предусмотрено использование земель сельскохозяйственного назначения для размещения на них отходов производства и потребления (полигона ТБО).
Как установлено судами, доказательств перевода земельного участка с кадастровым номером 39:03:04 00 14:0155 в другую категорию земель в установленном законом порядке заявителем в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств наличия иного объекта для размещения отходов, отвечающего критериям, установленным Законом N 89-ФЗ.
Заявителем в материалы дела представлен Договор аренды земельного участка от 12.09.2014 N 518, согласно которому Администрация Гурьевского городского округа предоставляет в аренду сроком до 01.09.2017 Предприятию земельный участок с кадастровым номером 39:03:04 00 14:0155 из земель сельскохозяйственного назначения площадью 15000кв.м для сельскохозяйственного использования, а не для размещения на нем полигона ТБО.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, отсутствуют доказательства представления Предприятием в Управление документов, подтверждающих наличие оборудования (в том числе специального) и установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
Вместе с тем, как обоснованно указали суды, со стороны Управления отсутствовало незаконное бездействие, поскольку в ответ на полученное заявление Предприятия Управление направило в адрес МУП ЖКХ "ДЕЛО" письмо от 05.06.2014 N 3027-п, которым предложило устранить выявленные замечания и в тридцатидневный срок направить материалы в Управление.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Предприятию в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.08.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015 по делу N А21-5315/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "ДЕЛО" муниципального образования "Гурьевский муниципальный район" Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.