27 мая 2015 г. |
Дело N А05-6480/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Ракчеевой М.А., Сапоткиной Т.И.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Крыловой О.И. (доверенность от 22.04.2015 N 12), от Министерства обороны Российской Федерации Крыловой О.И. (доверенность от 21.01.2015 N 212/2/121),
рассмотрев 20.05.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу N А05-6480/2014 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.),
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Обозерское", место нахождения: 164254, Архангельская обл., Плесецкий р-н, раб. пос. Обозерский, ул. Советской армии, д. 4а, ОГРН 1052920021110, ИНН 2920010370 (далее - Администрация), и Совету депутатов муниципального образования "Обозерское", место нахождения: 164254, Архангельская обл., Плесецкий р-н, раб. пос. Обозерский, ул. Советской армии, д. 4а, ОГРН 1092920000326, ИНН 2920012949 (далее - Совет депутатов), об обязании ответчиков принять в собственность муниципального образования "Обозерское" (далее - Муниципальное образование) 41 объект недвижимого имущества военного городка N 1, указанного в приказе заместителя Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2013 N 1083 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Обозерское" Архангельской области" (далее - Приказ N 1083), расположенного по адресу: Архангельская обл., Плесецкий р-н, военный городок N 1, а также подписать акты приема-передачи этих объектов и отразить их на балансе Муниципального образования.
Решением от 13.08.2014 (судья Бунькова Е.В.) в иске отказано.
Апелляционный суд, установив безусловные основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 191160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Постановлением апелляционного суда от 09.02.2015 решение от 13.08.2014 отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятое постановление отменить, иск удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, суд не мог руководствоваться правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 04.12.20007 N 828-О-П, от 07.12.2006 N 542-О, поскольку она касается применения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ); в спорной ситуации подлежат применению нормы Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ); степень изношенности передаваемого в муниципальную собственность имущества не является юридически значимым обстоятельством; единственным требованием к передаваемым объектам является утрата необходимости их использования для целей обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация и Совет депутатов просят оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Учреждения и Министерства поддержал доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Приказом N 1083 из федеральной собственности в собственность Муниципального образования передан 41 объект недвижимого имущества военного городка N 1 согласно приложениям N 1 и 2 к Приказу, из которых 36 объектов недвижимости (N 6 - 41) переданы для их дальнейшего списания.
Во исполнение названного Приказа Учреждение сопроводительным письмом от 03.02.2014 направило в адрес Муниципального образования акты приема-передачи спорных объектов.
Решением Совета депутатов от 18.03.2014 N 136 "О согласовании безвозмездной передачи недвижимого имущества" в согласовании передачи недвижимого имущества отказано в связи с тем, что техническое состояние объектов не обеспечивает их нормальную эксплуатацию по прямому назначению и большинство объектов подлежит списанию.
Учреждение, считая отказ ответчиков принять в муниципальную собственность объекты недвижимого имущества незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд пришел к выводу о недоказанности условий передачи спорных объектов в муниципальную собственность для осуществления местным самоуправлением своих полномочий по вопросам местного значения в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отказал в иске.
Кассационная инстанция не находит правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционный суд правильно применил часть 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, статьи 2, 3 Закона N 423-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона N 423-ФЗ, если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность определен частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, положения которой применяются с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П, предусматривающих соответствующую процедуру передачи объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность, которая проводится в результате согласованных действий сторон с учетом волеизъявления органов местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд учел отсутствие волеизъявления Администрации и Совета депутатов, состояние передаваемого из федеральной собственности в муниципальную собственность имущества и признал недоказанной возможность фактического использования этого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу N А05-6480/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.