25 мая 2015 г. |
Дело N А56-36949/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу Зиятдиновой Р.А. (доверенность от 19.12.2014 N 01-19/13086), от Федерального государственного унитарного предприятия "Завод имени Морозова" Петровой Е.В. (доверенность от 12.01.2015 N 3) и Соловьевой О.В. (доверенность от 05.12.2014 N 62),
рассмотрев 18.05.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2014 (судья Синицина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Сомова Е.А.) по делу N А56-36949/2014,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Завод имени Морозова", место нахождения: 188679, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. им Морозова, ул. Чекалова, д. 3, ОГРН 1034700561895, ИНН 4703009607 (далее - ФГУП "Завод имени Морозова", Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу, место нахождения: 191104, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847005846, ИНН 7841417074 (далее - Департамент), выразившегося в непредставлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2014 год, об обязании Департамента предоставить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2014 год.
Решением от 25.09.2014 суд удовлетворил заявление.
Постановлением от 03.02.2015 апелляционный суд оставил решение от 25.09.2014 без изменения.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Предприятия возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 31.01.2014 ФГУП "Завод имени Морозова" обратилось в Департамент с заявлением N 53-179 о подтверждении неизменности производственного процесса и используемого сырья, которым просило принять Технический отчет о неизменности производственного процесса, использованного сырья и об обращении с отходами за 2013 год и предоставить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2014 год.
В письме от 31.03.2014 N 26-7559-4634-О Департамент сообщил Предприятию, что переход права собственности на отходы производства и потребления отходов I - IV класса опасности как переход права владения, пользования или распоряжения без отказа от права собственности, возможен только при наличии у принимающей стороны лицензии на деятельность по обезвреживанию или размещению отходов производства и потребления отходов I - IV класса опасности. Департамент посчитал, что поскольку отходы I - IV класса опасности с целью использования были переданы ООО "Техноресурс" и ООО "Шанс-Плюс", не имеющим лицензии на размещение или обезвреживание отходов, то неизменность производственного процесса и используемого сырья не признается подтвержденной.
Предприятие оспорило бездействие Департамента, выразившееся в непредставлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2014 год, в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление, посчитав что представленный Предприятием в Департамент Технический отчет о неизменности производственного процесса, использованного сырья и об обращении с отходами за 2013 год составлен в соответствии с требованиями, установленными пунктами 36 - 39 Методических рекомендаций по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.10.2007 N 703 (далее - Методические рекомендации N 703).
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) нормативом образования отходов признается установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Часть 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ устанавливает, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с пунктом 11 данного Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета.
Требования к содержанию и оформлению ПНООЛР и технического отчета установлены Методическими рекомендациями N 703.
Согласно пункту 35 Методических рекомендаций N 703 (действовавших на момент подачи Предприятием заявления о подтверждении производственного процесса) технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами подтверждает, что сведения о перечне, свойствах и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в ПНООЛР, не изменились в течение отчетного периода (года) в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья.
В силу пункта 36 Методических рекомендаций N 703 структура Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (далее - Технический отчет) включает следующие разделы: титульный лист; подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья; сведения об обращении с отходами в течение отчетного периода (года); приложения.
В соответствии с пунктом 40 Методических рекомендаций N 703 в Приложениях к Техническому отчету представляются, в числе прочего, копии лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.
Суды установили, что представленный Предприятием в Департамент Технический отчет о неизменности производственного процесса, использованного сырья и об обращении с отходами за 2013 год составлен в соответствии с требованиями, установленными пунктами 36 - 39 Методических рекомендаций N 703, и принят Департаментом без замечаний. Департаментом не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие об изменении сведений о перечне, свойствах и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенных в утвержденные Предприятию нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Кассационная инстанция считает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается деятельность по их хранению и захоронению.
Как указали суды, требование о недопустимости передачи Предприятием отходов организациям, не имеющим лицензии на осуществление деятельности по размещению или обезвреживанию отходов, не отнесено Методическими указаниями N 703 к критериям установления неизменности производственного процесса.
Учитывая, что ООО "НПК Шанс Плюс" и ООО "ТЕХНОРЕСУРС" имеют лицензии на деятельность по сбору и использованию отходов, что соответствует содержанию договоров, заключенных между ними и Предприятием, последнее выполнило условия пунктов 35 - 40 Методических указаний N 703.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявление Предприятия, признали незаконным бездействие Департамента, выразившиеся в непредоставлении документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2014 год и обязали Департамент предоставить ФГУП "Завод имени Морозова" документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 2014 год.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.09.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2015 по делу N А56-36949/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.