01 июня 2015 г. |
Дело N А21-4293/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Ракчеевой М.А., Рудницкого Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.10.2014 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 (судьи Кашина Т.А., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А21-4293/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтик-САН", место нахождения: 236000, Калининград, Эльблонгская ул., д. 9, ОГРН 1023901869771, ИНН 3908023752 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, в лице филиала по Калининградской области (далее - Кадастровая палата), об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 4610 кв. м с кадастровым номером 39:15:141302:96, расположенного по адресу: Калининград, Судостроительная ул., равной его рыночной стоимости в размере 5 799 000 руб.; обязании Кадастровой палаты внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка, равной его рыночной стоимости в размере 5 799 000 руб., с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, администрация городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236006, Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790 (далее - Администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304.
Решением от 21.10.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 данное решение оставлено без изменения.
Администрация в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, считая их незаконными и необоснованными, и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, Общество как арендатор спорного земельного участка не вправе выступать инициатором проведения оценки рыночной стоимости арендуемого земельного участка; исходя из статьи 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в суде может быть оспорен только определенный результат деятельности органов исполнительной власти, а не установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости; заявитель не доказал, что арендная плата, рассчитанная исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной по результатам государственной кадастровой оценки земель, завышена; суд необоснованно рассмотрел заявленные требования в порядке искового производства с привлечением ненадлежащего ответчика.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 07.10.2009 N 010178 Обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,4610 га с кадастровым номером 39:15:141302:96, расположенный по Судостроительной улице в Московском районе Калининграда, под строительство административного здания сроком на три года, впоследствии продленным соглашениями сторон до 31.12.2014.
Согласно прилагаемому к договору расчету размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.08.2013 N 641 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области по состоянию на 01.01.2012, согласно которым кадастровая стоимость названного выше земельного участка составила 17 305 617 руб. 30 коп. Сведения об указанной кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
По заказу Общества оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Специализированная фирма "ОЦЕНКА" Сергеевой Ией Валерьевной проведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012, которая согласно оформленному оценщиком отчету от 27.02.2014 N З-018-14 составляет 4 716 000 руб. По результатам нормативно-методической экспертизы указанного отчета, проведенной экспертом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", получено положительное экспертное заключение от 08.04.2014 N 1/2014/Калининград.
Общество, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость названного выше земельного участка существенно завышена по сравнению с рыночной стоимостью, определенной на ту же дату, чем нарушаются права Общества как арендатора земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из того, что в силу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае установления рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости, а согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент определения кадастровой и рыночной стоимости земельного участка, а также рассмотрения настоящего спора судом) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В обоснование рыночной стоимости арендуемого земельного участка Общество представило отчет оценщика от 27.02.2014 N З-018-14.
Определением суда первой инстанции от 11.08.2014 по ходатайству Администрации назначена экспертиза по вопросу об определении рыночной стоимости земельного участка.
В соответствии с заключением эксперта общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр "Эксперт-Оценка" Вологодской Людмилы Тимофеевны от 10.09.2014 N 142/09-2014, составленным по результатам проведенной судебной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 5 799 000 руб.
Суды, оценив данный документ по правилам статей 71, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали его соответствующим требованиям законодательства, отвечающим критериям относимости, допустимости и достоверности, в связи с этим - достаточным доказательством величины рыночной стоимости земельного участка на ту же дату, на какую была проведена его кадастровая оценка.
Выводы эксперта о величине рыночной стоимости земельного участка ни ответчиком, ни третьими лицами не опровергнуты надлежащими доказательствами.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
Довод подателя жалобы о том, что Общество как арендатор земельного участка не вправе выступать инициатором оценки рыночной стоимости государственного имущества, обоснованно отклонен апелляционным судом. Поскольку исходя из условий договора аренды арендная плата за пользование земельным участком определяется исходя из его кадастровой стоимости, несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости величине рыночной стоимости земельного участка нарушаются права арендатора, которые могут быть защищены посредством изменения кадастровой стоимости.
Ссылка Администрации на избрание истцом неверного способа защиты также несостоятельна, поскольку требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, направлено на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, а конкретный способ оспаривания в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности (в предыдущей редакции) не предусмотрен. Суд также правомерно рассмотрел заявленное требование в порядке искового производства, поскольку это требование не связано с оспариванием действий или решений государственных и иных органов либо должностных лиц. При этом Кадастровая палата исходя из документов, определяющих ее правовое положение и полномочия, в том числе Устава, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.09.2011 N П/331, в также правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, является надлежащим ответчиком по предъявленному иску.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.10.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу N А21-4293/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
М.А. Ракчеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.