4 июня 2015 г. |
Дело N А21-6628/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Захаровой М.В.,
при участии от Министерства социальной политики Калининградской области Антоновой М.А. (доверенность от 30.12.2014), от Агентства по имуществу Калининградской области Галяс Н.Ю. (доверенность от 17.01.2014), от Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Ерохиной Ю.В. (доверенность от 30.12.2014), от федерального государственного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Черкаева Е.В. (доверенность от 22.12.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства социальной политики Калининградской области и Агентства по имуществу Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.10.2014 (судья Ковалев Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу N А21-6628/2014,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Агентству по имуществу Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900767186, ИНН 3905031025 (далее - Агентство), об обязании передать в собственность Российской Федерации следующие нежилые помещения общей площадью 197,8 кв. м, расположенные по адресу: Калининград, Клиническая ул., д. 63:
- 1 этаж - N 4 - площадью 29,3 кв. м, N 22 - площадью 14,4 кв. м, N 25 - площадью 32,3 кв. м, N 26 - площадью 15,9 кв. м, N 27 - площадью 15 кв. м;
- 4 этаж - N 4 - площадью 11,5 кв. м, N 5 - площадью 11,3 кв. м, N 6 -площадью 11,4 кв. м, N 7 - площадью 20,5 кв. м, N 12 - площадью 10,7 кв. м, N 12а - площадью 6,4 кв. м, N 126 - площадью 4,8 кв. м, N 12в - площадью 14,3 кв. м.
К участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" (далее - Учреждение), Министерство социальной политики Калининградской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Решением суда от 09.10.2014 исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 09.02.2015 решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Агентство и Министерство социальной политики Калининградской области просят решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Податели жалоб указывают на вступившие в законную силу судебные акты по делу N А21-9323/2011, которыми признано право собственности Калининградской области на административное здание по ул. Клинической, 63, в городе Калининграде.
Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П, пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), податели жалоб полагают, что при наличии отказа Калининградской области в передаче в федеральную собственность спорных помещений, использование которых необходимо для исполнения полномочий региона, решение об удовлетворении иска не могло быть принято.
По мнению подателей жалоб, занимаемые Учреждением помещения не соответствуют требованиям законодательства, регулирующим требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга по проведению медико-социальной экспертизы.
В отзывах на кассационные жалобы Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Управление Росимущества просят решение и постановление оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представители Агентства и Министерства социальной политики Калининградской области поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Представители Учреждения и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалоб.
Управление Росимущества о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своего представителя в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Решением Исполнительного комитета Калининградского городского Совета депутатов трудящихся от 26.03.1970 N 98 Областному отделу социального обеспечения отведен земельный участок в Ленинградском районе Калининграда по ул. Клинической для строительства административного здания.
Решением Исполкома Калининградского городского Совета депутатов трудящихся 04.01.1974 N 2б утвержден акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию административного здания по начислению и выплате пенсий и пособий по Клинической ул., д. 63, полезной площадью 1 592 кв. м.
Приказом Калининградского областного отдела социального обеспечения от 20.05.1987 N 34 административное здание закреплено с 01.04.1974 за Калининградским областным центром по начислению и выплате пенсий и пособий, который впоследствии был реорганизован в Областной центр пенсий и информатики, затем присоединен к Управлению труда и социального развития администрации Калининградской области, которое 27.11.2003 переименовано в Главное управление труда и социального развития администрации Калининградской области, с 03.10.2005 переименовано в Министерство социальной политики и труда Калининградской области, а с 27.02.2010 - в Министерство социальной политики Калининградской области.
На основании договора от 18.08.1998 N 137, заключенного Комитетом по управлению имуществом Калининградской области, упомянутое здание передано в оперативное управление Главному управлению труда и социального развития администрации Калининградской области на неопределенный срок.
В соответствии с постановлением мэра г. Калининграда от 03.12.1998 N 4039 по договору от 11.06.1999 N 002383 земельный участок под зданием передан Управлению труда и социального развития администрации Калининградской области сроком на 49 лет.
Постановлением главы администрации (губернатора) Калининградской области от 31.10.1997 N 890 "О государственной службе медико-санитарной экспертизы" создана Государственная служба медико-социальной экспертизы.
По договору от 18.05.2002 N 385-БП с Комитетом по управлению государственным имуществом Калининградской области Государственной службе медико-социальной экспертизы передана в безвозмездное пользование часть упомянутого здания площадью 169,7 кв. м (4 кабинета на первом этаже и 5 кабинетов на четвертом этаже).
В соответствии с постановлением администрации Калининградской области от 30.12.2004 N 628 Государственная служба медико-социальной экспертизы ликвидирована.
Согласно пункту 6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 N 1646-р спорные помещения переданы в безвозмездное пользование созданному федеральному государственному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области".
Управление Росимущества направило в Агентство письма от 19.07.2013 N НС-3824, от 13.11.2013 N НС-5703 и от 03.04.2014 N НИ-1716 о передаче занимаемых Учреждением спорных помещений в собственность Российской Федерации на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, сформировав необходимый пакет документов для передачи имущества в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
В ответ Агентство направило Управлению Росимущества письмо от 07.05.2014 N НМ-2146, в котором сообщило, что передать помещения в федеральную собственность не представляется возможным в связи с расширением штата Министерства социальной политики Калининградской области и невозможностью использования данных помещений Учреждением в силу их неприспособленности.
Полагая, что отказ Агентства в передаче спорных помещений, занимаемых Учреждением, в собственность Российской Федерации является незаконным и необоснованным, Управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорные помещения отвечают требованиям абзацев 1-4 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Учреждение использует их в пределах его компетенции, и сделали выводы о том, что в силу положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" помещения подлежат отнесению к федеральной собственности, и обоснованных причин для отказа в передачи названных объектов из собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации не имеется.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ. Согласно данной норме находящееся в собственности субъекта Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в собственности субъекта Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с данным Федеральным законом.
В случае неисполнения субъектом Российской Федерации обязанности по передаче имущества в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено посредством обращения в арбитражный суд с иском об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой.
Передача имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность осуществляется в соответствии с положениями пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации". Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации; указанные решения являются основаниями возникновения права собственности Российской Федерации на имущество, передаваемое от субъекта Российской Федерации.
Суды установили, что спорные помещения используются Учреждением для осуществления его полномочий и в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в силу критериев, установленных пунктом 11 статьи 54 Федерального закона от 22,08.2004 N 122-ФЗ, подлежат передаче в федеральную собственность.
Суды также установили, что необходимый пакет документов для передачи помещений из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность сформирован согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
При рассмотрении настоящего дела суды руководствовались правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007, а также в определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из одного уровня собственности в другой волеизъявление соответствующего органа, а если орган по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего спора, проанализировав мотивы отказа субъекта Российской Федерации от согласования передачи спорного имущества в федеральную собственность, сочли их необоснованными и сделали вывод о том, что при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти, доводы ответчика несостоятельны, так как не подтверждаются материалами дела, и не могут препятствовать процедуре передачи имущества в установленном законом случае.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.10.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 по делу N А21-6628/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства социальной политики Калининградской области и Агентства по имуществу Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т. И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.