4 июня 2015 г. |
Дело N А56-39454/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 4 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Гафиатуллиной Т.С. и Захаровой М.В.,
при участии от хозяйственного партнерства "Управляющая компания КиллФиш" Кузьминой С.Г. (доверенность от 05.05.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу хозяйственного партнерства "Управляющая компания КиллФиш" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2014 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Желтянников В.И.) по делу N А56-39454/2014,
установил:
Хозяйственное партнерство "Управляющая компания КиллФиш", место нахождения: 194156, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 13/2, лит. Л, пом. 15Н, ОГРН 1129847028772, ИНН 7802812320 (далее - партнерство), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400 (далее - Управление Росреестра), о признании незаконным выраженного в письме от 25.04.2014 N 88/006/2014-90 решения об отказе в государственной регистрации договора долгосрочной субаренды от 01.09.2013 N БП-50-13, заключенного между партнерством и обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес Перспектива" (далее - ООО "Бизнес Перспектива"), а также об обязании Управления Росреестра зарегистрировать указанный договор.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Бизнес Перспектива".
Решением суда от 11.09.2014 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.01.2015 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе партнерство просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, после вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2012 N 831, у партнерства появилась возможность, а не обязанность оформления кадастрового паспорта помещения с указанием в нем сведений о частях помещения, на которые распространяется ограничение (обременение).
Податель жалобы полагает, что позиция Управления Росреестра об обязательности предоставления кадастрового паспорта на часть помещения, сдаваемого в аренду, противоречит нормам гражданского законодательства и ограничивает права арендатора на сдачу помещения в субаренду.
Податель жалобы указывает, что приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2012 N 831 утратил силу с 01.01.2015.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра просит решение и постановление оставить без изменения.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель партнерства подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление Росреестра и ООО "Бизнес Перспектива" о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между ООО "Бизнес Перспектива" (арендатор) и партнерством (субарендатор) заключен договор от 01.09.2013 N БП-50/13 долгосрочной субаренды помещения 4Н NN 230-236 общей площадью 171,9 кв. м на восьмом этаже здания бизнес-центра, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Херсонская ул., д. 39, лит. А. Границы передаваемого в аренду помещения выделены цветом на фрагменте поэтажного плана бизнес-центра, являющегося приложением N 3 к договору.
Согласно пункту 2.1 договора он вступает в силу с момента его государственной регистрации и действует по 30.11.2017.
Партнерство обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 03.03.2014 о государственной регистрации договора субаренды.
Уведомлением от 21.03.2014 N 88/006/2014-90 Управление Росреестра известило партнерство о приостановлении государственной регистрации договора.
В связи с тем, что партнерство не выполнило требования, изложенные в уведомлении о приостановлении регистрации, Управление Росреестра сообщением от 25.04.2014 N 88/006/2014-90 уведомило партнерство об отказе в государственной регистрации договора на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), сославшись на то, что заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с упомянутым законом.
Считая, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права, партнерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций сочли, что поскольку на момент обращения партнерства в регистрирующий орган за государственной регистрацией договора субаренды части здания на территории Российской Федерации действовали формы кадастровых паспортов, в которых подлежали отражению сведения о частях здания (помещения) в том объеме, в каком они подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости, оспариваемый отказ является законным, так как партнерством для государственной регистрации договора аренды части помещения не был представлен кадастровый паспорт, отвечающим требованиям действующего в момент обращения за государственной регистрацией законодательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Право на обжалование в суд отказа Управления Росреестра в государственной регистрации предусмотрено частью 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование оспариваемого отказа Управление Росреестра сослалось на абзац 10 пункта 1 статье 20 Закона о регистрации. В соответствии с указанной нормой права в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона о регистрации, в том числе договоров и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно пункту 1 статьи 26 названного Закона государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 3 той же статьи в том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
В соответствии со статьей 43 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) с 01.01.2013 его положения применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в полной мере, в том числе статья 7 Закона. Согласно пункту 9 части 2 статьи 7 Закона в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пунктами 8, 75 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, в реестр вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект с указанием кадастрового номера объекта (или учетного номера части объекта), в отношении которого (которой) установлено ограничение (обременение) права, а также следующие сведения о частях здания или помещения: учетный номер части здания и дата его внесения в государственный кадастр недвижимости; площадь части здания в квадратных метрах; описание местоположения части здания; сведения о прекращении существования части здания (дата снятия с кадастрового учета).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2012 N 831, действовавшим на момент заключения договора субаренды и обращения заявителя в Управление Росреестра, утверждены новые формы кадастровых паспортов здания и помещения (приложения N 1 и 2 к приказу соответственно). Согласно пункту 2 названного приказа данные формы применяются с 01.07.2013. Во вновь утвержденных формах кадастровых паспортов предусмотрен специальный раздел, в котором отражаются содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о частях здания (помещения).
Таким образом, на момент обращения заявителя в регистрирующий орган за государственной регистрацией договора, предусматривающего передачу в аренду части здания, поставленного на учёт как объект недвижимости, на территории Российской Федерации действовали формы кадастровых паспортов, в которых могли быть отражены сведения о частях здания в том объеме, в каком они подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из приведенных выше положений Закона о кадастре обременение арендой части здания влечет необходимость внесения в государственный кадастр недвижимости дополнительных сведений о части объекта, в отношении которой устанавливается обременение, в определенном объеме. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о законности требования регистрирующего органа о представлении на государственную регистрацию договора субаренды части здания кадастрового паспорта здания, в котором отражены сведения о частях здания, передаваемых в аренду.
Установив, что оспариваемый отказ соответствует требованиям закона, следовательно, не нарушает права партнерства, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления.
Доводы подателя жалобы правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, так как они основаны на неверном толковании приведенных положений Закона о регистрации и Закона о кадастре.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, решение и постановление следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 по делу N А56-39454/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу хозяйственного партнерства "Управляющая компания КиллФиш" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т. И. Сапоткина |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.