10 июня 2015 г. |
Дело N А44-3730/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" Морозовой Н.А. (доверенность от 01.01.2015 N 2640/2015),
рассмотрев 08.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.11.2014 (судья Ларина И.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 (судьи Холминов А.А., Осокина Н.Н., Смирнов В.И.) по делу N А44-3730/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Агроторг", место нахождения: 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 90/92, ОГРН 1037843023734, ИНН 7825706086 (далее - ООО "Агроторг", Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области, место нахождения: 173015, Великий Новгород, ул. Германа, д. 14, ОГРН 1055300903833, ИНН 5321101433 (далее - Управление), от 17.06.2014 N 1033 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 25.11.2014 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 20.02.2015 апелляционный суд оставил решение от 25.11.2014 без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Агроторг", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты. Податель жалобы ссылается на неправильную квалификацию вменяемого Обществу правонарушения. Заявитель считает, что торговый объект находится вне границ территорий, где не допускается продажа алкогольной продукции.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 08.06.2015.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители Управления, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Управление, получив по запросу материалы от администрации Новгородского муниципального района (вх. 2964 от 21.05.2014), выявило нарушение Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) и постановления администрации Новгородского муниципального района от 13.09.2013 N 359 "Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции" (далее - Постановление N 359).
По данному факту Управлением вынесено определение от 02.06.2014 N 15 о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по статье 14.2 КоАП РФ и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования Управление составило в отношении Общества протокол от 10.06.2014 N 1033 об административном правонарушении, квалифицировав действия Общества по статье 14.2 КоАП РФ.
В связи с указанными обстоятельствами Управление 17.06.2014 вынесло постановление N 1033 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.2 КоАП РФ в виде взыскания 30 000 руб. штрафа. Управление указало, что минимальное расстояние от объекта торговли (магазина "Пятерочка", расположенного по адресу: Новгородский район, п. Панковка, ул. Строительная, д. 17) до определенной границы обособленной территории медицинской организации (Панковская врачебная амбулатория ГОБУЗ "Центральная поликлиника", находящейся по адресу: Новгородский район, п. Панковка, ул. Строительная, д. 13) составляет 21 метр вместо установленного Постановлением N 359 минимального расстояния 30 метров.
ООО "Агроторг" оспорило постановление от 17.06.2014 в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, указав, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 КоАП РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях.
Согласно пункту 4 данной статьи к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 2 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1425 (далее - Правила N 1425), предусмотрено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1425 территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория).
Подпунктом "б" пункта 3 Правил N 1425 установлено, что "обособленная территория" - территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
Пунктом 5 Правил N 1425 предусмотрено, что дополнительная территория определяется:
а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;
б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
В силу пункта 6 Правил N 1425 максимальное значение расстояния от медицинских организаций до границ прилегающих территорий, определяемых органом местного самоуправления, не может превышать минимальное значение указанного расстояния в муниципальном образовании более чем на 30 процентов.
Согласно пункту 7 Правил N 1425 способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Постановлением N 359 установлена граница прилегающей территории для Панковской врачебной амбулатории - 30 метров.
Постановлением администрации Новгородского муниципального района от 26.04.2013 N 178 "Об утверждении способа расчёта расстояния от организаций и или объектов, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий" установлено, что при отсутствии обособленной территории расстояние от организаций и (или) объектов, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, до границ прилегающих территорий, рассчитывается в метрах по радиусу (кратчайшее расстояние по прямой) от середины входа для посетителей в данный объект.
Суды установили, что согласно информации администрации Новгородского муниципального района от 18.05.2014 исх. N И 3598 и приложенной схемы расположения объектов расстояние от входа во врачебную амбулаторию до магазина составляет 21 м.
По уточненным данным, представленным Администрацией в ответе на запрос Управления от 28.10.2014 N И-9022, указанное расстояние составляет 22 метра.
При этом суды установили, что магазин "Пятерочка" располагается в пределах 30 метров от входа в медицинское учреждение.
Учитывая изложенное суды пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 КоАП РФ.
Статьей 14.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
В данном случае Общество привлекается к административной ответственности за нарушение пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, предусматривающего в числе прочего перечень организаций, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, то есть за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Между тем за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции ответственность предусмотрена статьей 14.16 КоАП РФ. Названная норма является специальной, предусматривающей ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ происходит за совершение деяния, выразившегося в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, то есть нарушении любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1, 2 и 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ.
Следовательно, оспариваемое Обществом постановление Управления содержит неправильную квалификацию правонарушения.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
В связи с этим обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а постановление Управления - признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.11.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 по делу N А44-3730/2014 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области, место нахождения: 173015, Великий Новгород, ул. Германа, д. 14, ОГРН 1055300903833, ИНН 5321101433, от 17.06.2014 N 1033 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг", место нахождения: 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 90/92, ОГРН 1037843023734, ИНН 7825706086, к административной ответственности по статье 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Л.А. Самсонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.