16 июня 2015 г. |
Дело N А26-1159/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Матлиной Е.О., Старченковой В.В.,
рассмотрев 15.06.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Надвоицкого городского поселения на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 по делу N А26-1159/2014 (судьи Смирнова Я.Г., Жукова Т.В., Несмиян С.И.),
установил:
Открытое акционерное общество "Прионежская сетевая компания", место нахождения: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Новосулажгорская, д. 22, ОГРН 1061001073242, ИНН 1001013117 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Надвоицкого городского поселения, место нахождения: 186430, Республика Карелия, пгт. Надвоицы, улица Ленина, дом 1/4, ОГРН 1051001869720, ИНН 1006007100 (далее - Администрация), о взыскании 13 709 556,27 руб. стоимости бездоговорного потребления электрической энергии за период с 11.03.2013 по 29.12.2013.
Определением от 07.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие Надвоицкого городского поселения "Многоотраслевое предприятие", а определением от 21.05.2014 - муниципальное унитарное предприятие Надвоицкого городского поселения "Надвоицкий расчетный центр" (далее - Центр).
Решением от 19.06.2014 (судья Погорелов В.А.) с Администрации в пользу Компании взыскано 10 582 445,37 руб.
Дополнительным решением от 27.06.2014 с Администрации в пользу Компании взыскано 3 088 667,56 руб. стоимости бездоговорного потребленной энергии.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 решение от 19.06.2014 и дополнительное решение от 27.06.2014 изменены путем дополнения резолютивной части текстом о взыскании с Администрации за счет средств казны муниципального образования Надвоицкое городское поселение (далее - Муниципальное образование). В остальной части названные судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить обжалуемое постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015.
Податель жалобы считает, что Центр с 27.08.2013 является единственным законным владельцем переданного ему в хозяйственное ведение спорного муниципального имущества, при этом в тариф, предоставленный Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Карелия были включены денежные средства для оплаты затрат на электроэнергию, в связи с чем муниципальное образование с учетом положений Устава Центра не несет ответственность по обязательствам Центра и является ненадлежащим ответчиком по делу.
В письменных пояснениях Компания выражает несогласие с доводом кассационной жалобы о том, что Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. При этом Компания считает, что Администрацией не представлены документы о проведении торгов в отношении договора безвозмездного пользования от 01.10.2012 N Д-05-051/2012, заключенного с муниципальным унитарным предприятием "Савинал" и договора хозяйственного ведения от 27.08.2013 N Д-02-13/2013, заключенного с Центром, а также доказательства регистрации права хозяйственного ведения третьих лиц на спорные объекты.
Компания, ссылаясь на то, что исковые требования о взыскании неосновательного обогащения в результате бездоговорного потребления электрической энергии заявлены в отношении социально-значимых объектов (КНС, КОС), что обуславливает особый порядок расторжения договоров энергоснабжения с отношении данных объектов, считает, что суды первой и апелляционной инстанций должны были привлечь к участию в деле гарантирующего поставщика - открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Карельская энергосбытовая компания") и исследовать вопрос о причинах расторжения договора энергоснабжения с обществом с ограниченной ответственностью "Карху" (уведомление от 19.02.2013 N 221-13-07023-9759).
Данные обстоятельства, по мнению Компании, являются основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.
Между Компанией и ОАО "Карельская энергосбытовая компания" (гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией) 23.11.2009 заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от N 2-ПСК-2010-0-03/21.
Компания провела проверку объектов водоснабжения (КОС, КНС), расположенных в поселке Надвоицы Сегежского района Республики Карелия и находящихся в собственности Администрации на основании закона Республики Карелия от 15.12.2013 N 114 ЗРК "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Кемского муниципального района", по результатам которой выявила бездоговорное потребление электроэнергии в период с 11.03.2013 по 27.09.2013.
Выявленные нарушения Компания зафиксировала в актах о бездоговорном пользовании электроэнергией от 29.04.2013 N 51-53, от 31.05.2013 N 79-81, от 27.09.2013 N 119, 121 и 123.
Отказ Администрации оплатить потребленную энергию послужил основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования обоснованными по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу положений статей 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения сторон, связанные с поставкой и потреблением электрической энергии в спорный период, регулируются Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Согласно пункту 2 Основных положений N 442 бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
По смыслу приведенной нормы, бездоговорным потреблением является потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, которое может осуществляться как в виде самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, так и в виде потребления электрической энергии лицом, имеющим надлежащее технологическое присоединение (при отсутствии заключенного договора на покупку электрической энергии).
Пунктом 57 Основных положений N 442 предусмотрено, что если у энергосбытовой (энергоснабжающей) организации отсутствует или прекратилось право распоряжения электрической энергией (мощностью), поставляемой в точках поставки по договору, обеспечивающему продажу электрической энергии (мощности), то для владельца энергопринимающих устройств, в целях снабжения электрической энергией которых был заключен такой договор, наступают предусмотренные настоящим документом и иными нормативными правовыми актами последствия бездоговорного потребления электрической энергии в определяемом в соответствии с настоящим пунктом объеме потребления, которое не обеспечено продажей по договору с такой энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.
Сетевая организация, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены указанные энергопринимающие устройства, в течение 1 дня со дня, когда ей стало известно о факте бездоговорного потребления, направляет владельцу указанных энергопринимающих устройств уведомление, содержащее указание на отсутствие у энергосбытовой (энергоснабжающей) организации права распоряжения электрической энергией в соответствующих точках поставки по договору, с требованием:
заключить в соответствии с настоящим документом в течение 30 дней со дня получения уведомления договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности);
оплатить электрическую энергию (мощность), потребленную указанными энергопринимающими устройствами за весь период, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии.
При невыполнении таких требований до истечения 30 дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация вводит в отношении указанных энергопринимающих устройств полное ограничение режима потребления электрической энергии в соответствии с пунктом 121 настоящего документа и взыскивает с владельца указанных энергопринимающих устройств стоимость электрической энергии (мощности), потребленной указанными энергопринимающими устройствами за весь период, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии.
Объем потребления электрической энергии (мощности) в этом случае рассчитывается в соответствии с разделом X настоящего документа.
В силу пункта 167 Основных положений N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Пунктами 192 и 193 Основных положений N 442 определен порядок и сроки оформления сетевой организацией акта о неучтенном потреблении электрической энергии по факту выявленного бездоговорного потребления электрической энергии.
Согласно пункту 196 Основных положений N 442 объем бездоговорного потребления электрической энергии определяется расчетным способом, предусмотренным пунктом 2 приложения N 3 к настоящему документу, за период времени, в течение которого осуществлялось бездоговорное потребление электрической энергии, но не более чем за 3 года.
Стоимость электрической энергии в определенном в соответствии с настоящим пунктом объеме бездоговорного потребления определяется исходя из цен (тарифов), указанных в разделе IV настоящего документа.
Сетевая организация оформляет счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления, который должен содержать расчет стоимости бездоговорного потребления, и направляет его лицу, осуществившему бездоговорное потребление, способом, позволяющим подтвердить факт получения, вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии в срок, установленный пунктом 192 настоящего документа.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
Как установлено судами, в период с 11.03.2013 по 27.09.2013 сотрудниками Компании выявлены факты бездоговорного потребления электрической энергии на энергоснабжаемых объектах (объекты водоснабжения), находящихся в муниципальной собственности Муниципального образования.
По факту бездоговорного потребления электрической энергии Компания составила акты о неучтенном потреблении электрической энергии и направило в адрес Муниципального образования счета на оплату 13 709 556,27 руб. стоимости поставленной и потребленной в отсутствие договора электроэнергии.
Факт присоединения энергопринимающих устройств к сетям истца, так же как и отсутствие договорных отношений по поставке электрической энергии между ответчиком и гарантирующим поставщиком судами установлен и сторонами не оспаривается.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в спорный период объекты водоснабжения, в отношении которых выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, находились в муниципальной собственности Муниципального образования.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) право хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации. В силу пункта 2 статьи 8, статьи 131 ГК РФ, статьи 2, пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ, пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав" право хозяйственного ведения, которое относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, возникает с момента государственной регистрации права.
Администрация представила в материалы дела договор от 27.08.2013 N Д-02-13/2013, заключенный с Центром, о передаче в его хозяйственное ведение имущества (включая электроустановки), являющегося муниципальной собственностью Муниципального образования.
Доказательств того, что право хозяйственного ведения Центра зарегистрировано в установленном порядке, ответчиком в материалы дела не представлено. В отсутствие указанных доказательств надлежащим ответчиком по заявленному иску является Муниципальное образование.
В ходе судебного разбирательства Администрация не представила каких-либо договоров энергоснабжения на спорные объекты, заключенные с ОАО "Карельская энергосбытовая компания" третьими лицами, которым эти объекты передавались во владение и пользование, а также не ссылалась на необоснованное их расторжение со стороны гарантирующего поставщика.
При таких обстоятельствах доводы Компании, изложенные в письменных пояснениях на кассационную жалобу, не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание.
С учетом изложенного, кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций, правильно установив фактические обстоятельства дела и применив нормы материального права, правомерно удовлетворили исковые требования. Суд апелляционной инстанции изменил решение путем взыскания неосновательного обогащения с Муниципального образования, как собственника энергопринимающих устройств.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 по делу N А26-1159/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Надвоицкого городского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) право хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества подлежит обязательной государственной регистрации. В силу пункта 2 статьи 8, статьи 131 ГК РФ, статьи 2, пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ, пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав" право хозяйственного ведения, которое относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, возникает с момента государственной регистрации права.
...
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 по делу N А26-1159/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Надвоицкого городского поселения - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2015 г. N Ф07-3864/15 по делу N А26-1159/2014
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3864/15
06.03.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-811/15
07.11.2014 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25995/14
01.10.2014 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19653/14
19.06.2014 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1159/14