2 июля 2015 г. |
Дело N А56-53662/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Фармакор" Медведева Д.Р. (доверенность от 01.03.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фармакор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2014 (судья Балакир М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Тимухина И.А.) по делу N А56-53662/2014,
установил:
Закрытое акционерное общество "Фармакор", место нахождения: 197375, Санкт-Петербург, ул. Репищева, д. 14, лит. А, ОГРН 1037825007450, ИНН 7811062339 (далее - ЗАО "Фармакор", общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), выраженного в письме от 06.06.2014 N 17/010/2014-670, об отказе в государственной регистрации договора от 12.04.2013 аренды части нежилого здания площадью 36,9 кв. м, находящегося по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г.п.Тайцы, ул. Юного Ленина, д. 50, лит. А, ч.з. N 2, и об обязании зарегистрировать указанный договор.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Криворотов Юрий Дмитриевич.
Решением суда от 18.12.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.03.2015 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Фармакор" просит решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы, ссылаясь на пункт 9 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", полагает, что представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
По мнению подателя жалобы, у Управления Росреестра с учётом предоставленного обществом плана нежилых помещений имелась возможность индивидуализировать недвижимое имущество как объект арендных отношений для целей государственной регистрации, а условие об объекте аренды согласовано в договоре от 12.04.2013 настолько, насколько это возможно.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Между обществом (арендатор) и Криворотовым Ю.Д. (арендодатель) заключен договор от 12.04.2013 аренды части нежилого здания с инвентарным номером 9854 площадью 36,9 кв. м, расположенного на первом этаже здания по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г.п. Тайцы, ул. Юного Ленинца, д. 50, лит. А, границы объекта обозначены линиями в красном цвете на плане, приложенном к договору аренды. Срок действия договора - 5 лет.
Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением от 18.02.2014 о государственной регистрации договора аренды части здания.
Уведомлением от 06.05.2014 N 17/010/2014-670 Управление Росреестра известило общество о приостановлении государственной регистрации договора.
В связи с тем, что общество не устранило обстоятельства, послужившие основанием для приостановлении государственной регистрации договора, регистрирующий орган сообщением от 06.06.2014 N 17/010/2014-670 уведомил общество об отказе в государственной регистрации на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). При этом Управление Росреестра сослалось на то, что кадастровый паспорт, содержащий сведения об арендуемой части здания, в регистрирующий орган не представлен, то есть причины, препятствующие государственной регистрации, после приостановления государственной регистрации обществом не устранены.
Считая, что отказ Управления Росреестра является незаконным и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции применил пункты 1, 3 статьи 26 Закона о регистрации, пункт 9 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), сослался на приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2012 N 831, которым утверждены новые формы кадастровых паспортов здания и помещения, и пришёл к выводу о том, что оспариваемый отказ регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды соответствует требованиям закона и иных нормативных актов и, соответственно, не нарушает права заявителя.
Суд отклонил ссылку общества на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", указав, что разъяснения, данные в постановлении, не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Право на обжалование в суд отказа Управления Росреестра в государственной регистрации предусмотрено частью 8 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование оспариваемого отказа Управление Росреестра сослалось на абзац 10 пункта 1 статье 20 Закона о регистрации. В соответствии с указанной нормой права в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании документов, перечисленных в статье 17 Закона о регистрации, в том числе договоров и других сделок в отношении недвижимого имущества, совершенных в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно пункту 1 статьи 26 названного Закона государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. В соответствии с пунктом 3 той же статьи в том случае, если в аренду сдаются здание, сооружение, помещения в них или части помещений, к договору аренды недвижимого имущества, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагаются кадастровые паспорта соответственно здания, сооружения и помещения с указанием размера арендуемой площади. Договор аренды помещения или части помещения регистрируется как обременение прав арендодателя соответствующего помещения (части помещения).
В соответствии со статьей 43 Закона о кадастре с 01.01.2013 его положения применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в полной мере, в том числе статья 7 Закона. Согласно пункту 9 части 2 статьи 7 Закона в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимости вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно пунктами 8, 75 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, в реестр вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект с указанием кадастрового номера объекта (или учетного номера части объекта), в отношении которого (которой) установлено ограничение (обременение) права, а также следующие сведения о частях здания или помещения: учетный номер части здания и дата его внесения в государственный кадастр недвижимости; площадь части здания в квадратных метрах; описание местоположения части здания; сведения о прекращении существования части здания (дата снятия с кадастрового учета).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.12.2012 N 831, действовавшим на момент заключения договора и обращения заявителя в Управление Росреестра, утверждены новые формы кадастровых паспортов здания и помещения (приложения N 1 и 2 к приказу соответственно). Согласно пункту 2 названного приказа данные формы применяются с 01.07.2013. Во вновь утвержденных формах кадастровых паспортов предусмотрен специальный раздел, в котором отражаются содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о частях здания (помещения).
Таким образом, на момент обращения заявителя в регистрирующий орган за государственной регистрацией договора, предусматривающего передачу в аренду части здания, поставленного на учёт как объект недвижимости, на территории Российской Федерации действовали формы кадастровых паспортов, в которых могли быть отражены сведения о частях здания в том объёме, в каком они подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из приведенных выше положений Закона о кадастре обременение арендой части здания влечет необходимость внесения в государственный кадастр недвижимости дополнительных сведений о части объекта, в отношении которой устанавливается обременение, в определенном объеме. При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о законности требования регистрирующего органа о представлении на государственную регистрацию договора аренды части здания кадастрового паспорта здания, в котором отражены сведения о частях здания, передаваемых в аренду.
Установив, что оспариваемый отказ соответствует требованиям закона, следовательно, не нарушает права заявителя, суды обоснованно отказали в удовлетворении требования.
Доводы подателя жалобы правомерно отклонены судами первой и апелляционной инстанций, так как они основаны на неверном толковании приведенных положений Закона о регистрации и Закона о кадастре.
Поскольку нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, сделанные судами выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, решение и постановление следует оставить без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2015 по делу N А56-53662/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Фармакор" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т. И. Сапоткина |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.