14 июля 2015 г. |
Дело N А21-4546/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Малышевой Н.Н. и Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 14.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.01.2015 (судья Иванова С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 (судьи Тойвонен И.Ю., Копылова Л.С., Медведева И.Г.) по делу N А21-4546/2014,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Озерская центральная районная больница", место нахождения: 238120, Калининградская область, город Озерск, улица Суворова, дом 14, ОГРН 1033911500435, ИНН 3921001927 (далее - Больница), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калининградской области", место нахождения: 236029, Калининградская область, Калининград, Озерная улица, дом 29, ОГРН 1023901012189, ИНН 3906036812 (далее - Комиссариат), о взыскании 266 605 руб. 02 коп. задолженности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининградская область, Калининград, улица Космонавта Леонова, дом 49, ОГРН 1023900598150, ИНН 3904006756 (далее - Фонд).
Решением от 19.01.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комиссариат, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, в иске отказать. По мнению подателя жалобы, основания для удовлетворения иска у судов отсутствовали, поскольку договором от 14.02.2011 N 84 (далее - Договор) не предусмотрена оплата лабораторных и диагностических исследований; расходы на врачей-специалистов и средний медицинский персонал за время участия в составе медицинских комиссий Комиссариата были возмещены в полном объеме; акты выполненных работ по выставленным счетам не акцептованы и не подписаны заказчиком.
Участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно Договору Больница (исполнитель) обязалась принять участие в мероприятиях по привлечению врачей-специалистов и среднего медицинского персонала к участию в работе медицинских комиссий по медицинскому освидетельствованию граждан (в связи с первоначальной постановкой на воинский учет, призывом на военную службу, с учетом, призывом на военную службу или сборы лиц, пребывающих в запасе, и по прочим основаниям в соответствии с пунктом 84 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствовании в вооруженных силах Российской Федерации) в ходе реализации Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ). Комиссариат (заказчик) обязался компенсировать расходы исполнителя в соответствии с Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
Порядок расчетов стороны согласовали в разделе 5 Договора.
В соответствии с пунктом 5.3 Договора заказчик обязан в течение 30 банковских дней перечислить исполнителю денежные средства согласно выставленному счету.
Согласно условиям Договора общая сумма компенсируемых расходов определяется Правилами N 704 и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Больница, ссылаясь на то, что ею оказаны услуги по проведению лабораторно-диагностических исследований граждан призывного возраста и заказчику выставлены счета на их оплату, однако тот счета не оплатил, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 22 Закона N 53-ФЗ призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением названного закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии пунктом 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В пунктах 6 и 7 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение медицинского обследования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее обязательное медицинское освидетельствование граждан в целях определения их пригодности к военной службе (далее - Положение N 123).
В целях проведения медицинского освидетельствования военные комиссариаты согласно пунктам 15 и 23 Положение N 123 направляют граждан на диагностические исследования, которые в силу пунктов 6 и 7 приложений N 2 и 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.05.2001 N 240/168 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" включают в себя лабораторные анализы.
Обязательства, возникшие из предоставления медицинской организацией услуг по амбулаторному, стационарному медицинскому обследованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также при первоначальной постановке на воинский учет, регулируются Законом N 53-ФЗ и Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441.
Имущественные потери, понесенные Больницей вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания закона. Основанием для возникновения обязанности по оплате медицинских услуг является закон, предусматривающий компенсацию государством медицинскому учреждению расходов (затрат на оказание услуг). Порядок компенсации таких расходов определен Правилами N 704.
На основании подпункта 3 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствие с пунктом 3 Правил N 704 компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Возмещение затрат осуществляется в том числе путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4 Правил N 704).
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания с Комиссариата задолженности за оказанные услуги.
Размер задолженности установлен судами и подтвержден материалами дела, Комиссариатом в установленном порядке не оспорен. Ссылка Комиссариата на неподписание поступивших в его адрес актов приемки оказанных услуг не свидетельствует о том, что эти услуги не подлежат оплате. Кроме того, при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций Комиссариатом не оспаривался сам факт оказания спорных услуг. Ответчик при этом ошибочно ссылался на то, что компенсация расходов медицинским учреждениям за проведение лабораторно-диагностических исследований при проведении медицинских освидетельствований граждан за счет федерального бюджета в соответствии с Правилами N 704 не предусмотрена.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск.
Поскольку нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального законодательства, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.01.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу N А21-4546/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.