21 июля 2015 г. |
Дело N А66-11231/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Асмыковича А.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Верхневолжский кирпичный завод" Вашакидзе А.В. (доверенность от 16.02.2015), от Министерства экономического развития Тверской области Сидоркиной Л.В. (доверенность от 13.07.2015), от правительства Тверской области Травкиной О.Н. (доверенность от 15.01.2013 N 8),
рассмотрев 14.07.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Верхневолжский кирпичный завод" на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.10.2014 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 (судьи Смирнов В.И., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А66-11231/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Верхневолжский кирпичный завод", место нахождения: 172369, Тверская обл., Ржевский р-н, пос. Есинка, ОГРН 1046914001991, ИНН 6914010860 (далее - Общество, ООО "ВВКЗ"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным произведенного Министерством экономического развития Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Смоленский переулок, д. 29, ОГРН 1036900064585, ИНН 6905006271 (далее - Министерство, Минэкономразвития Тверской области), возврата Обществу заявления от 11.07.2013 о предоставлении субсидии за 2012 год, оформленного письмом от 17.07.2014 N 3026/02. Заявитель также просил суд обязать Министерство рассмотреть заявление ООО "ВВКЗ" от 11.07.2013 о предоставлении субсидии за 2012 год.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Тверской области, место нахождения: 170000, г. Тверь, Советская ул., д. 44, ОГРН 1026900587702, ИНН 6905000054 (далее - Правительство области).
Решением суда первой инстанции от 20.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.04.2015, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "ВВКЗ", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, оспариваемый возврат является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует предоставлению Обществу субсидии за 2012 год.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Министерства и Правительства области возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество является предприятием, реализующим на территории Тверской области инвестиционный проект - строительство кирпичного завода. Между администрацией Тверской области, администрацией муниципального образования "Ржевский район" и открытым акционерным обществом ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАСТЕР" было заключено соглашение от 05.06.2009 N 1634 о взаимодействии в рамках реализации инвестиционного проекта, предусматривающего строительство кирпичного завода производительностью 160 млн. условного кирпича в год.
В соответствии с разделом 4 данного соглашения администрация Тверской области приняла на себя обязательство обеспечивать своевременное рассмотрение заявлений о предоставлении субсидий из областного бюджета (в том числе в установленном в Тверской области размере от налогооблагаемой прибыли), субсидий на компенсацию части затрат инвестора на уплату процентов по кредитам, а также субсидий в размере понесенных инвестором расходов по уплате налога на имущество, исчисленного применительно к имуществу, сооруженному и (или) приобретенному в результате реализации проекта.
На заседании Инвестиционно-экспертного совета при администрации Тверской области, состоявшемся 22.06.2010, был рассмотрен вопрос о целесообразности предоставления Обществу субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области. В соответствии с пунктами 6.1 - 6.3 протокола заседания Инвестиционно-экспертного совета от 22.06.2010 N 68 комплект документов, направленный Обществом на заседание совета, признан представленным в полном объеме и соответствующим требованиям Порядка предоставления юридическим лицам субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 28.08.2008 N 259-па (далее - Порядок N 259-па).
Инвестиционный проект "Строительство кирпичного завода по производству лицевого керамического кирпича производительностью 160 млн. условного кирпича в год" так же признан соответствующим критериям отбора, установленным Порядком N 259-па.
ООО "ВВКЗ" 30.08.2012 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях поддержки вновь созданных производств за 2012 год в размере 70 500 000 руб. с приложением необходимых документов.
Минэкономразвития Тверской области письмом от 03.09.2012 N 4371 отказало заявителю в предоставлении субсидий ввиду несоответствия Общества требованиям подпункта "б" пункта 4.1 раздела 4 указанного Порядка N 259-па.
Не согласившись с законностью данного отказа, ООО "ВВКЗ" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23.04.2013, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.10.2013 по делу N А66-324/2013, заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительным отказ Министерства от 03.09.2012 N 4371 в предоставлении заявителю субсидии из областного бюджета Тверской области в части вывода о несоответствии Общества условию предоставления субсидий, изложенному в подпункте "б" пункта 4.1 раздела 4 Порядка N 259-па.
ООО "ВВКЗ" повторно обратилось в Минэкономразвития Тверской области с заявлением от 11.07.2013 (вх. N 1017 от 15.07.2013) о предоставлении субсидии из областного бюджета за 2012 год в целях поддержки вновь созданных производств.
Министерство рассмотрело заявление и направило в ООО "ВВКЗ" письмо от 24.07.2013 N 3352 об оставлении заявления от 11.07.2013 без рассмотрения ввиду того, что в Минэкономразвития Тверской области находится аналогичное заявление подателя от 30.08.2012 о предоставлении той же субсидии за 2012 год. Также Обществу было направлено письмо от 25.07.2013 N 3378, в котором Министерство указало, что рассмотрело заявление от 30.08.2012 с приложенными к нему документами и установило несоответствие ООО "ВВКЗ" подпункту "в" пункта 4.1 раздела 4 Порядка N 259-па, что согласно пункту "а" раздела 7 названного Порядка является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Общество обжаловало оформленный письмом от 25.07.2013 N 3378 отказ Министерства в предоставлении субсидии в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19.12.2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.06.2014 по делу N А66-9923/2013, в удовлетворении заявления ООО "ВВКЗ" отказано.
Общество письмом от 16.07.2014 (исх. N 101) вновь направило в Министерство заявление о предоставлении субсидии за 2012 год с приложением пакета документов.
Ответным письмом от 17.07.2014 N 3026/02 Минэкономразвития Тверской области возвратило ООО "ВВКЗ" представленные заявителем документы без рассмотрения ввиду того, что соответствующее решение об отказе в предоставлении Обществу субсидии за 2012 год принималось уже дважды (письма от 03.09.2012 N 4371 и от 25.07.2013 N 3378).
Не согласившись с последним возвратом от 17.07.2014 N 3026/02, ООО "ВВКЗ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением по делу N А66-11231/2014.
Суды двух инстанций всесторонне исследовали и в полной мере оценили доказательства, представленные участниками спора, а также приведенные ими доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у Министерства правовых и фактических оснований для рассмотрения в третий раз заявления Общества о предоставлении субсидии за 2012 год.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы ООО "ВВКЗ" в силу следующего.
Согласно разделу 5 Порядка N 259-па (в редакции, действовавшей в спорный период) при возникновении права на получение субсидии инвестор вправе впервые обратиться в государственный орган исполнительной власти Тверской области, уполномоченный в сфере инвестиционной политики, с письменным заявлением о предоставлении субсидии (пункты 5.1 и 5.2).
Заявление о предоставлении субсидии принимается с 1 января до 1 сентября года, в котором у инвестора возникло право на получение субсидии, а также каждого последующего года в течение срока, предусмотренного пунктом 5.25 Порядка N 259-па (пункт 5.4).
В случае несоответствия заявления о предоставлении субсидии и иных документов (предусмотренных пунктом 6.1) требованиям пунктов 6.1 и 6.2 Порядка N 259-па уполномоченный орган в течение восьми рабочих дней со дня поступления возвращает их инвестору с указанием мотивов возврата (пункт 5.7).
Возврат инвестору заявления о предоставлении субсидии и иных документов, предусмотренных пунктом 6.1 Порядка N 259-па, уполномоченным органом в случае, предусмотренном пунктом 5.7 указанного Порядка, не препятствует повторному направлению инвестором указанных документов в уполномоченный орган в сроки, установленные пунктом 5.4 Порядка N 259-па (пункт 5.8).
Из материалов рассматриваемого дела следует, что первоначально Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии в установленные пунктом 5.4 Порядка N 259-па сроки, то есть 30.08.2012.
Поскольку Минэкономразвития Тверской области посчитало, что ООО "ВВКЗ" не соответствует требованиям подпункта "б" пункта 4.1 раздела 4 Порядка N 259-па, то в связи с этим обстоятельством письмом от 03.09.2012 N 4371 Обществу было отказало в предоставлении субсидий.
Данный отказ в части вывода о несоответствии Общества условию предоставления субсидий, изложенному в подпункте "б" пункта 4.1 раздела 4 Порядка N 259-па был признан недействительным в судебном порядке (дело N А66-324/2013).
Данное обстоятельство повлекло для Министерства правовое основание для повторного рассмотрения того же заявления Общества от 30.08.2012 и для принятия решения с учетом выводов, изложенных в судебных актах по делу N А66-324/2013.
В этой связи письмом от 25.07.2013 N 3378 Минэкономразвития Тверской области уведомило ООО "ВВКЗ" о повторном рассмотрении заявления от 30.08.2012 и приложенных к нему документов, а также об установлении факта несоответствия заявителя подпункту "в" пункта 4.1 раздела 4 Порядка N 259-па, что является основанием для отказа Обществу в предоставлении субсидии.
ООО "ВВКЗ" ссылается на подачу 11.07.2013 повторного заявления о предоставлении субсидии за 2012 год, однако не оспаривает, что на указанную дату на рассмотрении в Министерстве уже имелось аналогичное заявление подателя от 30.08.2012, по которому с учетом судебных актов по делу N А66-324/2013 решение принято не было.
Учитывая указанное обстоятельство Министерство письмом от 24.07.2013 N 3352 проинформировало ООО "ВВКЗ" об оставлении заявления от 11.07.2013 о предоставлении субсидии за 2012 год без рассмотрения.
Общество обжаловало отказ Минэкономразвития Тверской области от 25.07.2013 N 3378 в судебном порядке. В рамках рассмотрения арбитражного дела N А66-9923/2013 суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Суды указали, что отказ в предоставлении субсидии, выраженный в письме от 25.07.2013 N 3378, был принят Министерством по результатам рассмотрения заявления ООО "ВВКЗ" от 30.08.2012 и приложенных к нему документов. Поскольку к этому заявлению Общество не представило доказательства отсутствия задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, то суды посчитали, что Министерство приняло обоснованный отказ в предоставлении субсидии.
После принятия окончательного судебного акта по делу N А66-9923/2013 ООО "ВВКЗ" посчитало возможным еще раз (16.07.2014) направить в Министерство очередное заявление, датированное 11.07.2013, о предоставлении заявителю субсидии за 2012 год.
Возвращая указанное заявление, Минэкономразвития Тверской области руководствовалось Порядком N 259-па, действующим на момент подачи заявления (16.07.2014) и обоснованно указало на следующее.
Согласно пункту 5.9-1 Порядка N 259-па (введен постановлением Правительства области от 10.06.2014 N 282-пп) инвестор не вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении субсидии за тот период, по которому уполномоченным органом было принято решение об отказе в предоставлении инвестору субсидии.
Установив, что Общество ранее обращалось с аналогичным заявлением от 30.08.2012 о предоставлении субсидии за 2012 год, и что в предоставлении данной субсидии заявителю было отказано, Министерство правомерно возвратило заявление ООО "ВВКЗ" от 11.07.2013 о предоставлении субсидии за 2012 год, поданное 16.07.2014.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций правильно отметили, что Министерство обязано было проверить документы Общества, представленные только по состоянию на 30.08.2012 (последний срок подачи заявления на получение субсидии за 2012 год), а потому дальнейшее представление иных, более поздних документов (в том числе и приложенных к заявлению от 11.07.2013) в любом случае не могло быть учтено и принято во внимание уполномоченным органом при решении вопроса о предоставлении субсидии за 2012 год.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в настоящее дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что правовые основания для признания незаконным возврата заявления Общества от 11.07.2013, который был оформлен письмом Министерства от 17.07.2014 N 3026/02, отсутствуют. Данное решение соответствует закону, не нарушает права и законные интересы заявителя и направлено на соблюдение требований Порядка N 259-па.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.
При этом иное толкование заявителем положений законодательства Российской Федерации и региональных правовых норм не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая, что при подаче кассационной жалобы ООО "ВВКЗ" уплатило государственную пошлину в большем размере, чем установлено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, подателю жалобы надлежит возвратить из федерального бюджета 500 руб., излишне уплаченных по платежному поручению от 30.04.2015 N 1502.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20.10.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 по делу N А66-11231/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Верхневолжский кирпичный завод" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Верхневолжский кирпичный завод", место нахождения: 172369, Тверская обл., Ржевский р-н, пос. Есинка, ОГРН 1046914001991, ИНН 6914010860, из федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 30.04.2015 N 1502.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.