г. Вологда |
|
01 апреля 2015 г. |
Дело N А66-11231/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Верхневолжский кирпичный завод" Сачкова А.В. по доверенности от 11.01.2015, от Министерства экономического развития Тверской области Сидоркиной Л.В. по доверенности от 11.06.2014, Сорокиной И.Ю. по доверенности от 03.10.2013, от правительства Тверской области Травкиной О.Н. по доверенности от 15.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Верхневолжский кирпичный завод" на решение Арбитражного суда Тверской области от 20 октября 2014 года по делу N А66-11231/2014 (судья Бачкина Е.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Верхневолжский кирпичный завод" (место нахождения: 172369, Тверская область, район Ржевский, поселок Есинка; ОГРН 1046914001991; ИНН 6914010860; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным произведенного Министерством экономического развития Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, переулок Смоленский, дом 29; ОГРН 1036900064585; ИНН 6905006271; далее - министерство, административный орган) возврата заявления о предоставлении субсидии за 2012 год, оформленного письмом от 17.07.2014 N 3026/02 (с учетом уточнения требований, принятого судом), и о возложении обязанности на министерство рассмотреть заявление общества от 11.07.2013 о предоставлении субсидии за 2012 год при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, правительства Тверской области (далее - правительство) (л.д. 77).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 20 октября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводом суда о том, что заявление от 11.07.2013 подано по истечении срока для обращения с заявлением о предоставлении субсидии за 2012 год. В обоснование жалобы ссылается на то, что предметом рассмотрения дела является действовавший в 2012 и 2013 годах Порядок предоставления юридическим лицам субсидий из областного бюджета Тверской области, утвержденный постановлением администрации Тверской области от 28.08.2008 N 259-па "О Порядке предоставления юридическим лицам субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области" (далее - Порядок). Считает, что его право на предоставление субсидии возникло с 2007 года, максимальный срок ее предоставления составляет 7 лет, то есть по 2013 год включительно, подлежащая применению редакция Порядка не содержала норм, позволяющих оставлять заявления без рассмотрения. Кроме того, отмечает то, что письмо от 16.07.2014 не может быть квалифицировано как третье заявление о предоставлении субсидии за 2012 год, поскольку оно является сопроводительным письмом к не рассмотренному ранее заявлению от 11.07.2013.
Министерство в отзыве отклонило доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Правительство в отзыве на апелляционную жалобу доводы жалобы не признало.
Определением от 25.03.2015 в составе суда произведена замена, ранее участвовавшие в рассмотрении дела судьи Мурахина Н.В. и Холминов А.А. заменены на судей Докшину А.Ю. и Осокину Н.Н.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзывов. Представитель общества дополнительно пояснил, что документы, подтверждающие обоснованность заявления от 11.07.2013, уполномоченным органом по существу не рассматривались, второй отказ министерства основан на документах, приложенных к заявлению от 30.08.2012.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество является организацией, реализующей на территории Тверской области инвестиционный проект - строительство кирпичного завода. Администрацией Тверской области, администрацией муниципального образования "Ржевский район" и открытым акционерным обществом "ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАСТЕР" (далее - ОАО "ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАСТЕР") заключено соглашение от 05.06.2009 N 1634 о взаимодействии в рамках реализации инвестиционного проекта, предусматривающего строительство кирпичного завода производительностью 160 млн. условного кирпича в год.
В соответствии с разделом 4 данного соглашения администрация Тверской области приняла на себя обязательство обеспечивать своевременное рассмотрение заявлений о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе в установленном в Тверской области в размере от налогооблагаемой прибыли, субсидий на компенсацию части затрат инвестора на уплату процентов по кредитам, а также субсидий в размере понесенных инвестором расходов по уплате налога на имущество, исчисленного применительно к имуществу, сооруженному и (или) приобретенному в результате реализации проекта.
На заседании Инвестиционно - экспертного совета при администрации Тверской области, состоявшемся 22.06.2010, рассмотрен вопрос о целесообразности предоставления обществу субсидий из областного бюджета Тверской области в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области. В соответствии с пунктами 6.1 - 6.3 протокола заседания Инвестиционно - экспертного совета (далее - совет) от 22.06.2010 N 68 признан представленным в полном объеме и соответствующим требованиям Порядка комплект документов, направленный обществом на заседание совета.
Инвестиционный проект "Строительство кирпичного завода по производству лицевого керамического кирпича производительностью 160 млн. условного кирпича в год" признан соответствующим критериям отбора, установленным Порядком.
Имея намерение получить субсидию из областного бюджета, выдаваемую в целях поддержки вновь созданных производств на 2012 год в размере 70 500 000 руб. общество 30.08.2012 (вход. N 586) первый раз обратилось в министерство с заявлением о предоставлении субсидий и, к которому были приложены необходимые документы.
Министерство приняло первое решение об отказе в предоставлении субсидии от 03.09.2012 N 4371 в связи с несоответствием общества требованиям подпункта "б" пункта 4.1 раздела 4 Порядка. По мнению министерства, наличие основных средств в бухгалтерском балансе общества впервые зафиксировано в 2004 году, а увеличение объема инвестиций в основной капитал до 150 млн. руб. произошло в 2009 году, то есть за пределами трехлетнего срока осуществления инвестиционной деятельности.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 23.04.2013 года по делу N А66-324/2013 указанный отказ в предоставлении субсидии по вышеописанному основанию признан незаконным.
Далее, 11.07.2013, общество письмом (вход. N 1017) второй раз обратилось в министерство с заявлением о предоставлении субсидии за 2012 год в размере 66 757 889 руб. (л.д. 18).
Письмом от 24.07.2013 N 3352 министерство оставило заявление общества от 11.07.2013 (вход. N 1017) без рассмотрения со ссылкой на рассмотрение ранее имевшего место обращения от 30.08.2012 (вход. N 586) (л.д. 20).
Министерство второй раз отказало в предоставлении субсидии по новому основанию, сообщив об этом обществу письмом от 25.07.2013 N 3378.
Основаниями для отказа в предоставлении субсидии на этот раз явились: наличие задолженности перед бюджетом по налогам, сборам и взносам (справка Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тверской области от 28.08.2012 N 28169 по состоянию на 30.07.2012), что является нарушением подпункта "в" пункта 4.1 раздела 4 Порядка; предоставление обществом отчетов за 2010-2012 годы в 3-м квартале 2013 года, то есть с пропуском установленного пунктом 8.2 раздела 8 Порядка срока (до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом); в пункте 4 отчета "сумма капитальных вложений (в основные средства) за первые три года с момента постановки юридического лица на налоговый учет в качестве налогоплательщика на территории Тверской области" за 2010-2012 годы неверно указана сумма капитальных вложений; обществом не представлены справки об отсутствии задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, а также иной просроченной задолженности по платежам в областной бюджет Тверской области, полученные не позднее чем за 30 календарных дней до дня предоставления отчета (в отчете за 2010 год - не позднее 25.01.2011, в отчете за 2011 год - не позднее 25.01.2012, в отчете за 2012 год - не позднее 25.01.2013); не предъявлена справка об отсутствии задолженности по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и иным платежам в областной бюджет Тверской области за 2010 - 2012 годы, заверенная руководителем; не представлен отчет за 1-й квартал 2012 года.
В обоснование отказа министерство сослалось на пункты "а" и "е" раздела 7 Порядка.
Общество, считая отказ незаконным, обратилось в Арбитражный суд Тверской области в рамках дела N А66-9923/2013.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19.12.2013 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Апелляционной и кассационной инстанциями жалобы общества оставлены без удовлетворения.
Общество 16.07.2014 (письмо вход. N 1164; л.д. 24) в третий раз обратилось в министерство с заявлением о предоставлении субсидии по налогу на имущество организаций за 2012 год с приложением тех документов, которые министерством были возвращены в 2013 году (от 24.07.2013 исх. N 3352). Из данного письма следует, что обществом в министерство повторно направляется заявление от 11.07.2013 (от 15.07.2013, вх. N 1017).
Письмом от 17.07.2014 N 3026/02 министерство сообщило, что уже дважды было принято решение об отказе в предоставлении обществу субсидии по налогу на имущество организаций за 2012 год, субсидии за годы, предшествующие году подачи заявления, не предоставляются. Согласно пункту 5.9-1 Порядка инвестор не вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении субсидии за тот период, по которому уполномоченным органом принято решение об отказе в предоставлении инвестору субсидии.
Посчитав, что произведенный министерством возврат заявления о предоставлении субсидии за 2012 год, оформленный письмом от 17.07.2014 N 3026/02, является незаконным, общество 11.08.2014 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, просило также возложить на министерство обязанность рассмотреть заявление общества от 11.07.2013 о предоставлении субсидии за 2012 год.
Суд первой инстанции вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт законным и обоснованным в связи с пропуском обществом срока на обращение в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Исходя из характера требований, заявленных обществом, следует признать, что общество не согласилось с оставлением без рассмотрения его заявления о предоставлении субсидии от 11.07.2013, которое дважды оставлено без рассмотрения министерством письмами от 24.07.2013 N 3352 и от 17.07.2014 N 3026/02.
Таким образом, срок для обжалования возврата заявления о предоставлении субсидии за 2012 год следует исчислять с 24.07.2013. С учетом подачи настоящего заявления общества в суд 11.08.2014, суд апелляционной инстанции считает, что срок для подачи иска, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, обществом пропущен, поскольку о нарушении своих прав на предоставление субсидии на основании заявления от 11.07.2013 общество узнало не позднее июля 2013 года. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обществом не заявлено, доводов о неправомерности вывода обжалуемого решения о пропуске срока в апелляционной жалобе и дополнениях к ней не приводится.
Помимо изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что если рассматривать заявление от 11.07.2013 вх. N 1164 поданным 16.07.2014, то в данном случае оно подано по истечении срока для обращения с заявлением о предоставлении субсидии на 2012 финансовый год и в этом случае имелись предусмотренные Порядком основания для его возврата без рассмотрения.
Согласно пункту 1.1 Порядка он регулирует отношения, связанные с предоставлением из областного бюджета Тверской области субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка субсидии предоставляются инвестору, соответствующему одновременно следующим условиям:
а) постановка инвестора на налоговый учет в качестве налогоплательщика на территории Тверской области;
б) осуществление инвестором капитальных вложений в создание нового производства на территории Тверской области в объеме не менее 150 миллионов рублей за первые 3 года начиная с квартала года постановки Инвестора на налоговый учет в качестве налогоплательщика на территории Тверской области;
в) отсутствие у инвестора задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, а также иной просроченной задолженности по платежам в областной бюджет Тверской области;
г) создание в процессе реализации инвестиционного проекта дополнительных рабочих мест на территории Тверской области согласно проектной документации инвестиционного проекта.
Соответствие общества подпунктам "а" и "г" пункта 4.1 Порядка министерством не оспаривается; соответствие общества подпункту "б" пункта 4.1 Порядка (в редакции от 27.12.2011 N 279-пп) признано вступившим в законную силу решением Арбитражного суда по делу N А66-324/2013.
Как следует из пункта 4.4 раздела 4 Порядка в редакции от 10.06.2014 N 282-пп, субсидии предоставляются за год (налоговый период), в котором инвестор обратился с заявлением о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 5.4 Порядка, в году, следующем за годом обращения с таким заявлением. Субсидии за годы, предшествующие году подачи заявления, не предоставляются.
В силу пункта 5.3 Порядка (в ред. от 10.06.2014 N 282-пп) заявление о предоставлении субсидии за годы, предшествующие году его подачи, не рассматривается и подлежит возврату инвестору уполномоченным органом в течение 3-х рабочих дней со дня его поступления с указанием причин возврата.
Согласно пункту 5.4 Порядка в ред. от 13.11.2012, заявление о предоставлении субсидии принимается с 01 января до 01 сентября года, в котором у инвестора возникло право на получение субсидии, а также каждого последующего года в течение срока, предусмотренного пунктом 5.25 Порядка (в течение срока фактической окупаемости инвестиционного проекта, но не более 7 лет с момента возникновения у инвестора права на получение субсидии).
Пунктом 5.5 Порядка предусмотрено ежегодное направление инвестором в уполномоченный орган заявления о предоставлении субсидии и иных документов, указанных в пункте 6.1 настоящего Порядка.
При этом согласно пункту 5.9-1 Порядка (в ред. от 10.06.2014 N 282-пп) инвестор не вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении субсидии за тот период, по которому уполномоченным органом было принято решение об отказе в предоставлении инвестору субсидии.
Согласно пункту 5.11 Порядка субсидии предоставляются ежегодно, начиная с 01 января года, следующего за годом, в котором инвестор подал заявление о предоставлении субсидии, исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Тверской области об областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период, в соответствии с бюджетной росписью и на основании ежегодно представляемых инвестором документов в соответствии с настоящим Порядком.
Исходя из положений пункта 5.12 Порядка субсидии предоставляются в размере понесенных инвестором расходов по уплате части суммы налога на прибыль организаций, зачисленной в областной бюджет Тверской области, в размере 4,5 процента от налогооблагаемой прибыли за истекший налоговый период и расходов по уплате суммы налога на имущество организаций, зачисленных в областной бюджет Тверской области за истекший налоговый период.
Из совокупного толкования пунктов 5.4, 5.5,5.6, 5.11, 5.12,6.1 Порядка следует, что субсидирование в целях поддержки вновь созданных производств, обеспечивающих создание дополнительных рабочих мест на территории Тверской области, носит заявительный характер; заявление подается инвестором ежегодно. Следовательно, заявление о предоставлении субсидии за 2012 год должно быть подано в министерство до 01.09.2012. Впоследствии подаются заявления о предоставлении субсидии на последующие периоды (2013, 2014 и т.д.) со сроком представления заявлений до 01 сентября соответствующего года. При рассмотрении заявлений за каждый период проверяется соответствие инвестора условиям, предусмотренным пунктом 4.1 Порядка.
Согласно пункту 6.1 Порядка для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии инвестор представляет в уполномоченный орган письменное заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
- выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полученной не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявления о предоставлении субсидии;
- копии документов (свидетельство или уведомление), подтверждающих постановку инвестора на налоговый учет на территории Тверской области;
- справки государственных внебюджетных фондов, подтверждающие отсутствие у инвестора задолженности по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, и справки налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам;
- бухгалтерского баланса по форме, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, с отметкой налогового органа о поступлении указанного документа:
за квартал года, предшествующий кварталу постановки инвестора на налоговый учет в качестве налогоплательщика на территории Тверской области (при наличии);
за квартал года, по итогам которого по статье "Основные средства" объем капитальных вложений, осуществляемых в течение срока, установленного подпунктом "б" пункта 4.1 настоящего Порядка, превысил сумму 150 миллионов рублей, с приложением к названному балансу реестра объектов основных средств (с указанием наименования, количества и остаточной стоимости объектов основных средств), находящихся на балансе Инвестора, введенных в эксплуатацию в рамках реализации инвестиционного проекта и участвующих в производственном процессе, заверенного подписями руководителя организации, главного бухгалтера и печатью организации;
на 01 января каждого года в течение 4 лет со дня постановки инвестора на налоговый учет в качестве налогоплательщика на территории Тверской области (если период составляет 4 года и более);
на 01 января каждого года со дня постановки Инвестора на налоговый учет в качестве налогоплательщика на территории Тверской области до даты подачи заявления (если период составляет менее 4-х лет);
на последнюю отчетную дату года подачи заявления;
- приложения к бухгалтерскому балансу по форме, утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на последнюю отчетную дату с отметками налогового органа о поступлении указанного документа;
- справки формы СЗВ-4-2, содержащей индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованного лица (списочная форма), утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п, на последнюю отчетную дату с отметками государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тверской области - о поступлении указанного документа;
- копии заключения Инвестиционно - экспертного совета, предусмотренного пунктом 4.2 настоящего Порядка;
- справки-расчета прогнозируемых сумм налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, подлежащих перечислению инвестором в областной бюджет Тверской области в текущем году;
- проектной документации инвестиционного проекта.
Учитывая вышеизложенное, исходя из природы субсидии, предоставляемой из бюджета, необходимости предусматривать ее размер в законе о бюджете на каждый финансовый год, суд апелляционной инстанции согласен с выводом обжалуемого решения о том, что при предоставлении субсидии за 2012 год следует проверять соответствие общества условиям, предусмотренным пунктом 4.1 Порядка, по состоянию на 30.08.2012, то есть последний срок представления заявления о получении субсидии за 2012 год.
Повторное обращение за получением субсидии после истечения срока на подачу заявления на очередной финансовый год Порядком не предусмотрено.
Основания для отказа в предоставлении субсидий изложены в разделе 7 Порядка:
а) несоответствие инвестора любому из условий, установленных пунктами 4.1 и 4.2 настоящего Порядка;
б) наличие в документах, представленных инвестором для принятия решения о предоставлении субсидии, недостоверной или искаженной информации;
в) непредставление инвестором документов, предусмотренных пунктом 6.1 настоящего Порядка, либо несоответствие представленных документов требованиям настоящего Порядка;
г) установление фактов отчуждения объектов основных средств, созданных и (или) приобретенных в ходе реализации инвестиционного проекта, повлекших снижение среднегодовой стоимости основных средств ниже 150 миллионов рублей в год обращения инвестора за субсидией;
д) нахождение инвестора в процессе банкротства, ликвидации или реорганизации (за исключением случаев реорганизации в форме преобразования);
е) непредставление инвестором информации, предусмотренной пунктом 8.2 настоящего Порядка, в том числе непредставление информации за год, в котором инвестору была предоставлена субсидия.
Если признать, что заявление от 11.07.2013 (вх. N 1164) направлено обществом 16.07.2014, то оно подано по истечении срока для обращения с заявлением о предоставлении субсидии на 2012 финансовый год.
Оснований для применения положений Порядка в редакции от 13.11.2012, не предусматривавшей возврат заявления без рассмотрения, в данном случае не имеется, так как на эту дату действовал Порядок в редакции постановления правительства Тверской области от 10.06.2014 N 282-пп, следовательно министерство в письме от 17.07.2014 N 3026/02 обоснованно сослалось на пункты 4.4, 5.3, 5.7, 5.9-1, 5.12-1 и 5.12-2 Порядка.
Поскольку подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, то основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20 октября 2014 года по делу N А66-11231/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Верхневолжский кирпичный завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11231/2014
Истец: ООО "Верхневолжский кирпичный завод"
Ответчик: Министерство экономического развития Тверской области
Третье лицо: Правительство Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4537/15
01.04.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10682/14
26.03.2015 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-11231/14
20.10.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-11231/14