06 августа 2015 г. |
Дело N А21-7534/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Мунтян Л.Б. и Савицкой И.Г.,
рассмотрев 05.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тильзит такси" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу N А21-7534/2014 (судьи Есипова О.И., Зотеева Л.В., Протас Н.И.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тильзит такси" (место нахождения: 238750, Калининградская область, город Советск, улица Победы, дом 32А, ОГРН 1113926001155, ИНН 3911800159; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Советский" (место нахождения: 238750, Калининградская область, город Советск, улица Ленина, дом 11, ОГРН 1053905506071, ИНН 3911006355; далее - Отдел) от 22.08.2014 об отказе в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия в отношении легкового автомобиля марки "MERSEDES BENZ С 180", государственный регистрационный знак Р817МН39, и обязании Отдела осуществить действия по внесению изменений в регистрационные данные названного транспортного средства.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 05.11.2014 (судья Залужная Ю.Д.) заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление от 16.02.2015 и оставить в силе решение от 05.11.2014, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым, по мнению подателя жалобы, судом не дана надлежащая оценка в их совокупности. Общество полагает, что замена кузова транспортного средства на идентичный кузов не является изменением конструкции транспортного средства, так как в результате такой замены транспортное средство полностью соответствует тому, на который выдавалось одобрение типа транспортного средства, а потому в предоставлении вышеназванной государственной услуги Отделом отказано необоснованно.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды от 11.10.2013, заключенного с гражданином Домашовым В.А. (собственник транспортного средства), Общество является арендатором автомобиля марки "MERCEDES BENZ С 180", государственный регистрационный знак Р817МН39, идентификационный номер (VIN) WDB2030351A213418, год выпуска 2001.
В связи с заменой пришедшего в негодное состояние кузова указанного автомобиля на кузов автомобиля марки "MERCEDES BENZ", год выпуска 2001, номер WDB2030451F009464, приобретенный Обществом на основании договора купли-продажи 06.06.2014 N 1968/13, заявитель обратился в Отдел с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, представив следующие документы: экспертное заключение общества с ограниченной ответственностью "БалтСертификация" от 16.06.2014 N 1У/14/06-018 о возможности установки кузова WDB 2030451F009464 на автомобиль "MERSEDES BENZ С 180", заявление-декларацию об объеме и качестве произведенных работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства и диагностическую карту транспортного средства, выданные обществом с ограниченной ответственностью "Преголь-Лада-Сервис".
Отдел в письме от 22.08.2014 N 14-56 сообщил Обществу об отказе в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по изменению конструкции спорного транспортного средства "по причине изменения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем".
Общество оспорило отказ Отдела в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества, пришел к выводу о незаконности отказа Отдела в совершении регистрационных действий и обязал Отдел осуществить регистрационные действия.
Суд апелляционной инстанции отменил решения суда первой инстанции, отказал в удовлетворении заявления Общества, сделав вывод, что при замене кузова создается транспортное средство, требующее проведение соответствующей сертификации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в государственной инспекции, в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 утвержден Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент), в котором установлены требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Разделом III Технического регламента установлены критерии, формы оценки соответствия транспортных средств применительно к различным транспортным средствам и документы, подтверждающие оценку соответствия. Подраздел 4 раздела III Технического регламента определяет оценку соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
В соответствии с пунктом 81 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Таким образом, автомобильная техника, изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации в целях ее эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Техническим регламентом.
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. При этом под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
Порядок регистрации автомототранспортных средств установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила).
Исходя из пункта 3 Правил не подлежат регистрации и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605 (далее - Административный регламент) установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или для отказа в предоставлении государственной услуги.
Государственная услуга не предоставляется в случае: представления документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию; представления транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами, а также представления транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу Министерства внутренних дел России от 07.12.2000 N 1240; действовал в спорный период) под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкций конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 2.1 приложения N 8 к Техническому регламенту табличка изготовителя, на которую в том числе наносится код (VIN), присваиваемый транспортному средству для его идентификации, должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации, и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.
Транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, соответствие которого требованиям безопасности подтверждается выданным на него паспортом транспортного средства. В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности в порядке, установленном Техническим регламентом, после получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства представленным документам устанавливается при проведении визуального осмотра транспортного средства на основании требований пунктов 39-41 Административного регламента в процессе производства регистрационного действия.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на спорном транспортном средстве произведена замена кузова автомобиля, который является основным элементом транспортного средства и на котором нанесен его идентификационный номер (VIN), уникальный, указываемый в документах на транспортное средство, позволяющий идентифицировать это транспортное средство. При этом замена кузова транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать автомобиль марки "MERSEDES BENZ С 180", государственный регистрационный знак Р817МН39, поскольку его идентификационный номер утрачен в результате указанной операции и создано иное транспортное средство, требующее в силу вышеприведенных нормативных положений проведения сертификации.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о законности и обоснованности оспариваемого отказа в предоставлении услуги по совершению регистрационного действия, поскольку уничтожение идентификационной маркировки транспортного средства является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, связанной с проведением регистрационных действий с транспортным средством.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Принимая во внимание положения пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 названного Кодекса, суд кассационной инстанции полагает, что Обществу подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина, излишне уплаченная при обращении в суд кассационной инстанции в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 по делу N А21-7534/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тильзит такси" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Тильзит такси" (место нахождения: 238750, Калининградская область, город Советск, улица Победы, дом 32А, ОГРН 1113926001155, ИНН 3911800159) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде кассационной инстанции по платежному поручению от 10.04.2015 N 19.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.