12 августа 2015 г. |
Дело N А13-10966/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Любченко И.С.,
при участии от открытого акционерного общества "Вологдаэлектротранс" Шкляева Н.В. (доверенность от 02.09.2014),
рассмотрев 12.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.01.2015 (судья Коротышев Е.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 (судьи Зайцева А.Я., Романова А.В., Шадрина А.Н.) по делу N А13-10966/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Вологдаэлектротранс" (место нахождения: г. Вологда, ул. Ленинградская, д. 97; ОГРН 1023500870030; ИНН 3525006784; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском о взыскании с Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов) и с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 2 247 965 руб. 08 коп. убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительства и инфраструктуры Администрации города Вологды (далее - Департамент градостроительства).
Решением суда первой инстанции от 16.01.2015 в пользу Общества взыскано с Вологодской области в лице Департамента финансов за счет казны Вологодской области 1 761 054 руб. 18 коп., а в остальной части в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.03.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент финансов просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворения иска к Вологодской области отменить и в этой части принять новый судебный акт об отказе в иске. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения иска за счет казны Вологодской области не имеется.
В судебном заседании представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество в сентябре 2012 года осуществляло перевозки льготных категорий граждан по городским и внутрирайонным маршрутам общественного транспорта в городе Вологде по единым именным льготным месячным проездным билетам (далее - ЕИЛМПБ).
Согласно расчету Общества сумма недополученных им доходов в связи с перевозкой льготной категории граждан регионального регистра за указанный период составила 1 761 054 руб. 18 коп.
Сославшись на то, что за счет средств соответствующих бюджетов расходы по перевозке пассажиров по ЕИЛМПБ не компенсированы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, проверив расчет Общества и признав за ним право на компенсацию убытков, удовлетворил иск в части суммы затрат на перевозку льготных категорий граждан регионального регистра, взыскав ее с Вологодской области в лице Департамента финансов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом Вологодской области от 10.12.2007 N 1704-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (далее - Закон N 1704-ОЗ) предусмотрено, что порядок предоставления мер социальной поддержки и порядок возмещения транспортным организациям расходов, связанных с предоставлением таких мер, определяется Правительством области (статья 4).
В силу статьи 6 Закона Вологодской области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере предоставления мер социальной поддержки при проезде на транспорте на территории Вологодской области" (подлежал применению в период рассматриваемых правоотношений) финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций с выделением отдельной строкой и расшифровкой по каждому муниципальному образованию.
Порядок предоставления и расходования субвенций, передаваемых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, определяется Правительством области, в части осуществления государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области - с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30.01.2008 N 138 (далее - Постановление N 138; действие приостановлено до 01.01.2018 постановлением Правительства Вологодской области от 16.03.2015 N 191) утверждены Порядок реализации Закона N 1704-ОЗ и Порядок определения затрат, связанных с обеспечением проезда отдельных категорий граждан по ЕИЛМПБ (далее - Порядок определения затрат).
Согласно пункту 3.2 Порядка реализации Закона N 1704-ОЗ распределение финансовых средств между перевозчиками производится в порядке, утверждаемом органами местного самоуправления муниципальных образований области.
Порядком определения затрат предусмотрено, что расчет затрат, связанных с обеспечением проезда по единому проездному билету, представление в органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области ежемесячного отчета о затратах осуществляется перевозчиками.
Данным Порядком установлена расчетная стоимость ЕИЛМПБ в соответствии с тарифом на проезд и количеством поездок на городских маршрутах равным 50 (пункт 1 раздела I), формулы определения расчетных и фактических доходов от перевозки пассажиров на городских маршрутах, фактических доходов и расходов на внутрирайонных маршрутах (пункты 2, 3 раздела I; пункты 1, 2 раздела II); определено, что затраты перевозчика составляют разницу между расчетными и фактическими доходами (на городских маршрутах), а также между фактическими расходами и фактическими доходами (на внутрирайонных маршрутах) (пункт 4 раздела I; пункт 3 раздела II).
Согласно примечанию к Порядку определения затрат при проезде по ЕИЛМПБ на одном виде транспорта (при работе одного перевозчика) на городских и внутрирайонных маршрутах доля перевозчика, приходящаяся на городские и внутрирайонные перевозки, рассчитывается пропорционально выполненной транспортной работе, равно как и при работе нескольких перевозчиков.
Таким образом, Постановлением N 138 на территории Вологодской области в рассматриваемый период был регламентирован порядок компенсации расходов транспортной организации в связи с перевозкой граждан льготных категорий.
Глава города Вологды во исполнение указанного Закона Вологодской области от 22.12.2005 N 1393-ОЗ постановлением от 15.02.2008 N 628 принял к исполнению с 01.01.2008 государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки при проезде на транспорте отдельным категориям граждан и по возмещению затрат организациям, осуществляющим перевозки пассажиров по ЕИЛПБ, установив, что исполнение функций Администрации города Вологды по выполнению государственных полномочий в указанной сфере осуществляет Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды (с 2013 года - Департамент градостроительства).
Порядок распределения финансовых средств между организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозки пассажиров по единому именному льготному месячному проездному билету, определен постановлением главы города Вологды от 22.02.2008 N 777.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено и подателем жалобы не оспаривается, что в спорный период в городе Вологде городские и внутрирайонные перевозки осуществляли несколько перевозчиков, в том числе Общество.
Судами так же установлено, что Департамент градостроительства ежемесячно проверял отчеты всех перевозчиков, представлял в Департамент дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (далее - Департамент транспорта) отчеты о расходах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки при проезде отдельных категорий граждан на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов по утвержденным формам.
На основании данных отчетов Департамент транспорта формировал и представлял в Департамент финансов сводный отчет о предоставленных мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан и на основании отчетов органов местного самоуправления муниципальных образований области в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования перечислял субвенции с лицевого счета Департамента финансов на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего их перечисления в местные бюджеты.
Поскольку Порядком реализации Закона N 1704-ОЗ сроки перечисления Департаментом транспорта органам местного самоуправления финансовых средств на возмещение расходов перевозчиков не установлены, Департамент градостроительства при поступлении выделенных средств распределял их между всеми перевозчиками в порядке календарной очередности.
Исковые требования касаются возмещения убытков (выпадающих расходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате. Следовательно, предъявляя настоящее требование, Обществу надлежало подтвердить размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества.
На основании оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности судами установлено, что сумма фактических затрат Общества в связи с перевозкой льготной категории граждан регионального регистра составила за сентябрь 2012 года 1 761 054 руб. 18 коп.; данная сумма не возмещена истцу Департаментом градостроительства в связи с непоступлением средств субвенции из областного бюджета.
Указанное обстоятельство Департаментом градостроительства подтверждено при рассмотрении дела (отзыв на исковое заявление, том 1, листы дела 104-109; расчет суммы возмещения затрат Общества за 2012 год, том 2, лист дела 25).
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, предоставившие потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, имеют право получить от публично-правового образования компенсацию в виде не полученной с потребителей платы (убытки).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности исковых требований, а также об их обоснованности по размеру. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16.01.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А13-10966/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.