27 августа 2015 г. |
Дело N А26-10158/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Никитушкиной Л.Л. и Шпачевой Т.В.,
при участии от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Карелия" Коченгина В.Я. (доверенность от 10.09.2014 N 32), от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Городская поликлиника N 2" Трепиной Е.Ю. (доверенность от 12.01.2015 N 01-2015) и Гореловой Л.В. (доверенность от 12.01.2015 N 02-2015),
рассмотрев 26.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2015 (судья Колесова Н.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 (судьи Смирнова Я.Г., Несмиян С.И. и Жукова Т.В.) по делу N А26-10158/2014,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Городская поликлиника N 2", место нахождения: 185005, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Володарского, дом 14, ОГРН 1021000539823, ИНН 1001027102 (далее - Поликлиника), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Карелия", место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Антикайнена, дом 19, ОГРН 1031000007720, ИНН 1001117620 (далее - Военный комиссариат), о взыскании 930 395 руб. неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия, место нахождения: 185011, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Торнева, дом 5-А, ОГРН 1031000012614, ИНН 1001040054 (далее - Фонд).
Решением суда первой инстанции от 26.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.05.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Военный комиссариат просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новый - об отказе в иске.
Податель жалобы считает ошибочным вывод судов об оказании Поликлиникой Военному комиссариату услуг по медицинскому освидетельствованию и обследованию граждан, полагая, что услуги оказывались непосредственно гражданам.
По мнению подателя жалобы, вывод судов о наличии неосновательного обогащения на стороне Военного комиссариата является необоснованным, поскольку в подпункте 3 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704), установлен закрытый перечень расходов, которые компенсируются военными комиссариатами, и в нем отсутствуют расходы на проведение обязательных диагностических исследований до начала проведения медицинского освидетельствования.
Податель жалобы полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
В отзывах на кассационную жалобу Поликлиника и Фонд просят оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Военного комиссариата поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Поликлиники обратились с просьбой отказать в ее удовлетворении.
Фонд о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, однако своих представителей в заседание кассационного суда не направил, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в период с 01.04.2014 по 21.07.2014 Военный комиссариат направил в Поликлинику 4731 призывника. Поликлиника провела следующие диагностические исследования в рамках медицинского обследования данных призывников: 1169 общих (клинических) развернутых анализов крови; 1169 общих анализов мочи; 817 флюорографий легких (в I проекции); 1576 электрокардиографий (ЭКГ). Общая стоимость медицинских услуг составила 930 395 руб.
Поликлиника 16.10.2014 вручила Военному комиссариату акт об оказании услуг от 14.10.2014 N 00000561 и счет-фактуру на указанную сумму.
Поскольку письмом от 28.07.2014 N 9/2204 Военный комиссариат отказался возместить Поликлинике понесенные расходы, связанные с проведением указанных диагностических исследований в целях медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет при призыве на военную службу и вернул не подписанный со своей стороны акт об оказании услуг, Поликлиника обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, одной из основных задач военного комиссариата является организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441 утверждено Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе (далее - Постановление N 1441), пунктом 1 которого предусмотрено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 Постановления N 1441 обязательная подготовка граждан к военной службе включает, в частности, медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ определен Правилами N 704.
Пунктом 2 - 4 Правил N 704 предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в том числе, с прохождением медицинского освидетельствования и медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу. Компенсации таких расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации. Выплата указанной компенсации осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации (образовательных учреждений общественных объединений и транспортных организаций) на основании их счетов средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства федеральному казенному учреждению, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
В рассматриваемом случае, как выяснили суды первой и апелляционной инстанций, в 2014 году договорные отношений между сторонами отсутствовали.
В то же время судами двух инстанций установлен и материалами дела подтверждается факт оказания Поликлиникой услуг по медицинскому освидетельствованию граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу (в том числе проведение лабораторных исследований, флюорографические исследования органов грудной клетки, ЭКГ) на общую сумму 930 395 руб.
В данном случае факт направления призывников в Поликлинику, а также объем и стоимость услуг не оспариваются Военным комиссариатом.
В связи с изложенным кассационная инстанция считает обоснованным вывод судов о том, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере 930 395 руб., поскольку за счет предоставления истцом медицинских услуг на заявленную сумму ответчик выполнил возложенные на него законом публичные функции по организации призыва граждан на военную службу.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Кассационная инстанция считает, что выводы, изложенные в вынесенных по делу решении и постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу N А26-10158/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Карелия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.