02 сентября 2015 г. |
Дело N А56-65216/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Малышевой Н.Н. и Никитушкиной Л.Л.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Балтийский порт" Прадедова Д.Ф. (доверенность от 07.06.2015), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Ямамаевой Д.В. (доверенность от 28.11.2014),
рассмотрев 01.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтийский порт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2015 (судья Дудина О.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 (судьи Савина Е.В., Семиглазов В.А., Фуркало О.В.) по делу N А56-65216/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтийский порт", место нахождения: 198035, Санкт-Петербург, 2-й р-н Морского порта, д. 18; ОГРН 1027810232405, ИНН 7826023942 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Железная дорога), о взыскании 122 802 руб. 60 коп. неосновательного обогащения.
Решением суда от 28.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 02.09.2015, Обществу в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 28.01.2015 и постановление от 18.05.2015 и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы ссылается на то, что Железной дорогой необоснованно списано с лицевого счета Общества плата за услуги по переводу стрелок на железнодорожных путях общего пользования.
В отзыве на кассационную жалобу Железная дорога просит оставить судебные акты по делу без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Железной дороги возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.06.2009 Общество (контрагент) и Железная дорога (перевозчик) заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новый Порт Октябрьской железной дороги N 432/2, регулирующий взаимоотношения между перевозчиком и контрагентом по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 190 к 8-му барочному пути открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - Порт).
Кроме того, 10.01.2013 Общество (клиент) и Железная дорога (перевозчик) заключили договор N 209-д/АФТО на оказание услуг, связанных с перевозкой грузов, согласно которому Железная дорога обязалась организовывать услуги, связанные с перевозкой грузов.
Перечень необходимых Клиенту услуг, их содержание и стоимость определено сторонами в Приложении N 1 к настоящему договору, являющемся его неотъемлемой частью.
Истцом и ответчиком 26.12.2013 согласована и утверждена Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования Общества, примыкающего к станции Новый Порт Октябрьской железной дороги.
Расчеты по договору производятся в соответствии с условиями договора на организацию расчетов от 20.06.2009 N 2831.
В приложении N 1 стороны согласовали, в том числе, стоимость услуги по производству работ по переводу стрелок, открытию и закрытию ворот, шлагбаумов на переездах на железнодорожных путях, не принадлежащих Железной дороге, в размере 451 руб. за 1 операцию.
С единого лицевого счета Общества на основании накопительных ведомостей за период с декабря 2013 года по февраль 2014 года Железной дорогой в безакцептном порядке списано 122 802 руб. 60 коп. за оказание услуг по переводу стрелок, открытие/закрытие ворот, шлагбаума на переездах на железнодорожных путях необщего пользования на железнодорожных станциях, в отношении которых сторонами заключены вышеуказанные договоры.
Посчитав такое списание незаконным, Общество направило в адрес Железной дороги претензию от 24.04.2014 N 41 с требованием возвратить списанные денежные средства. Претензия оставлена без удовлетворения.
Именно эти обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что списание спорной суммы с лицевого счета Общества было осуществлено Железной дорогой в счет оплаты услуг по переводу стрелки N 188, которая расположена на территории Порта и входит в маршрут подачи/уборки вагонов, обеспечивающих движение поездов в адрес истца.
Суд округа считает, что обжалуемые Обществом судебные акты подлежат отмене, с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными нормативными актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В силу пункта 1 статьи 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно получен ое или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 790 ГК РФ плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что плата за перевозку грузов взимается на основе тарифов, утверждаемых в централизованном порядке уполномоченным органом.
Согласно разъяснениям, приведенным в письме ФСТ России от 13.11.2007 N 10-1442, расходы за перевод стрелок, открытие и закрытие ворот, шлагбаумов на переездах также покрывается сборами, взимаемыми в соответствии с Тарифным руководством N 3, если эти стрелки, ворота и шлагбаумы находятся на железнодорожных путях, принадлежащих Железной дороге. Затраты по содержанию и обслуживанию стрелок, ворот и шлагбаумов, находящихся на путях необщего пользования, не принадлежащих Железной дороге, несет ветвевладелец путей необщего пользования.
В то же время в силу пункта 3 статьи 790 ГК РФ работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон. Статья 10 УЖТ также предусматривает возможность установления по соглашению сторон стоимости работ и услуг, которые выполняются владельцами инфраструктур или перевозчиками по просьбам грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров и цены на которые не указаны в тарифном руководстве, в рамках организации перевозочного процесса при систематическом осуществлении перевозок грузов в рамках соответствующих договоров.
Материалы дела указывают на то, что Общество не является ветвевладельцем путей, на которых в рамках перевозочного процесса Железная дорога оказала спорные услуги.
Кроме того, на указанном участке пути стрелочных переводов не имеется, что отражено в Инструкции.
Исходя из этого, суды необоснованно признали, что спорные услуги подлежали оплате.
В данном случае судами не учтена правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.01.2013 N 12579/12. Согласно этой позиции маневровая работа и все сопутствующие работы, отраженные в Инструкции о порядке обслуживания движения на путях необщего пользования ветвевладельца, согласованной между ним и перевозчиком, является обязанностью Железной дороги и не может оплачиваться отдельно.
При таких обстоятельствах отказ судов в удовлетворении требований Общества о взыскании с Железной дороги 122 802 руб. 60 коп., как необоснованно списанных в счет оплаты поименованных в иске услуг, неправомерен.
В этой ситуации обжалуемые Обществом судебные акты подлежат отмене, а иск - удовлетворению.
Расходы Общества по уплате государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам также подлежат возмещению за счет Железной дороги.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.01.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2015 по делу N А56-65216/2014 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Балтийский порт" 122 802 руб. 60 коп. долга и расходы по уплате государственной пошлины: 4 684 руб. 08 коп. - по иску, 3 000 руб. - по апелляционной жалобе, 3 000 руб. - по кассационной жалобе.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.