02 сентября 2015 г. |
Дело N А44-7508/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Подвального И.О.,
рассмотрев 02.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.02.2015 (судья Самарин А.Д.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 (судьи Чередина Н.В., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А44-7508/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Городское пассажирское автотранспортное предприятие" (место нахождения: Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1; ОГРН 1125321001431; ИНН 5321153181; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском о взыскании убытков, возникших в III квартале 2014 года в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области, в размере 915 795 руб. 81 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов) за счет казны Российской Федерации и в размере 846 456 руб. 77 коп. с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области (далее - Департамент финансов) и Департамента транспорта и дорожного хозяйства по Новгородской области (далее - Департамент) за счет казны Новгородской области (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент транспорта Новгородской области.
Решением суда первой инстанции от 17.02.2015 в пользу Общества взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет казны Российской Федерации 915 795 руб. 81 коп. убытков и 15 553 руб. 70 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, с Новгородской области в лице Департамента финансов за счет казны Новгородской области 846 456 руб. 77 коп. убытков и 14 380 руб. 30 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к Департаменту отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворения иска к Российской Федерации отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации не имеется, поскольку постановлением Администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 предусмотрена компенсация транспортным организациям из областного бюджета недополученных доходов в связи с предоставлением права льготного проезда гражданам как федерального, так и регионального регистров.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установили суды, в III квартале 2014 года Общество осуществляло перевозки льготных категорий граждан по городским и межмуниципальном маршрутам автомобильным транспортом общего пользования в Великом Новгороде (на основании договора от 28.06.2012) и в Крестецком районе Новгородской области (на основании договора от 04.05.2013), в том числе по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ).
Соглашение о предоставлении субсидий с целью возмещения недополученных доходов, связанных с перевозкой отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области, заключено 17.03.2014 между Департаментом транспорта и связи Новгородской области и Обществом.
Судом первой инстанции так же установлено, что в 2014 году Обществу за спорный период из средств бюджета Новгородской области выделена компенсация выпадающих доходов в связи с перевозкой льготных категорий граждан в сумме 7 556 146 руб.
Согласно расчету Общества сумма недополученных им доходов в связи с перевозкой льготной категории граждан федерального и регионального регистров за указанный период составила 915 795 руб. 81 коп. и 846 456 руб. 77 коп. соответственно.
Сославшись на то, что за счет средств соответствующих бюджетов расходы по перевозке пассажиров по ЕСПБ в указанных размерах не компенсированы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, проверив расчет Общества и признав за ним право на компенсацию убытков, удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации и за счет казны Новгородской области.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Для реализации нового порядка предоставления льгот в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) включена статья 26.3.1 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения" и внесены изменения в статью 26.3 "Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации".
В соответствии со статьей 26.3 названного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в частности, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ.
Законом Новгородской области от 02.06.2009 N 540-ОЗ "О предоставлении права приобретения единого социального проездного билета на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок" (действие приостановлено Законом Новгородской области от 26.02.2015 N 719-ОЗ; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 540-ОЗ) предусмотрено, что граждане, получающие ежемесячные или ежегодные денежные выплаты на основании федерального или областного законодательства, местом жительства которых является территория Новгородской области, имеют право приобретать ЕСПБ на проезд в автомобильном и городском наземном электрическом транспорте общего пользования на маршрутах регулярных перевозок, осуществляемых в городском и пригородном сообщениях (пункт 1 статьи 1); форма ЕСПБ, их стоимость, порядок продажи и пользования ЕСПБ, срок их действия, порядок распределения между перевозчиками выручки от продажи ЕСПБ устанавливается Правительством Новгородской области (пункт 2 статьи 1).
Во исполнение названного областного закона Администрация Новгородской области постановлением от 29.12.2005 N 519 (действие приостановлено постановлением Правительства Новгородской области от 27.03.2015 N 120; подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям) утвердила Положение о порядке продажи и пользования едиными социальными проездными билетами, согласно пункту 3 которого право на приобретение проездных билетов имеют граждане, являющиеся получателями ежемесячных или ежегодных денежных выплат в соответствии с федеральным и областным законодательством, местом жительства которых является территория области.
Порядок предоставления субсидий организациям автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов от перевозки пассажиров отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Новгородской области, утвержден постановлением Администрации Новгородской области от 16.03.2009 N 65 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка им регламентируется предоставление субсидий перевозчикам отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ в соответствии с постановлением Администрации области от 29.12.2005 N 519, на возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением указанным категориям граждан права на проезд по ЕСПБ, за счет средств областного бюджета.
В силу пункта 4 Порядка субсидия предоставляется при наличии у перевозчика договора (контракта) на осуществление транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, а также при условии заключения не позднее I квартала текущего финансового года либо не позднее одного месяца с даты заключения договора (в случае заключения договора в течение года) соглашения о предоставлении субсидии между Департаментом и перевозчиком, обязательным условием которого является согласие перевозчика на осуществление Департаментом как главным распорядителем бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения перевозчиком условий, целей и порядка ее предоставления. Типовая форма соглашения утверждается приказом Департамента.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как разъяснено пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, принимая во внимание приведенные положения статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона N 540-ОЗ, постановлений Администрации Новгородской области от 29.12.2005 N 519 и от 16.03.2009 N 65, а также упомянутые разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, расходное обязательство по финансированию предоставления субсидий перевозчикам отдельных категорий граждан, обладающих правом проезда по ЕСПБ, возникло у Новгородской области.
В связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований за счет казны Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в обжалуемой части в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Поскольку дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17.02.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 по делу N А44-7508/2014 в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Городское пассажирское автотранспортное предприятие" 915 795 руб. 81 коп. убытков и 15 553 руб. 70 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины отменить.
В иске к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.