09 сентября 2015 г. |
Дело N А66-10498/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Гафиатуллиной Т.С., Сергеевой И.В.,
при участии от администрации города Твери Тарасова В.В. (доверенность от 03.12.2014),
рассмотрев 02.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.02.2015 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 (судьи Чередина Н.В., Зорина Ю.В., Романова А.В.) по делу N А66-10498/2014,
установил:
Открытое акционерное общество "Тверской экскаваторный завод", место нахождения: 170100, г. Тверь, Индустриальная ул., д. 11, ОГРН 1026900513309, ИНН 6903002384 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее - Кадастровая палата), в лице филиала по Тверской области об установлении в размере их рыночной стоимости кадастровой стоимости следующих земельных участков, расположенных по адресу: г. Тверь, Индустриальная ул., д. 11:
- площадью 627 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:16, - 595 000 руб.;
- площадью 3331 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:17, - 2 740 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация).
Решением от 09.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.05.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в иске.
Как указывает податель жалобы, вопреки выводам судов датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость нового участка, следует считать дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН); истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, установленный Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ); судами необоснованно отклонено ходатайство Администрации о назначении экспертизы рыночной стоимости указанных земельных участков; приказом министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.12.2014 N 13-нп утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Определением от 12.08.2015 судебное заседание отложено на 02.09.2015.
Определением от 02.09.2015 произведена замена судьи Сапоткиной Т.И. на судью Сергееву И.В.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Кадастровая палата и Общество о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 69:40:0200008:16 и 69:40:0200008:17, образованные в результате раздела в 2010 году участка с кадастровым номером 69:40:0200008:1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.08.2012 серии 69-АВ N 542293 и 542294.
Постановлением Администрации от 30.12.2008 N 503-па, вступившим в силу 01.01.2009, утверждены результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области по состоянию на 01.01.2007. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:1 составила 1 037 252 984,37 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 2822,11 руб./кв. м.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 69:40:0200008:16 и 69:40:0200008:17, сведения о которых внесены в ГКН 27.01.2010, определена путем умножения их площади на удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта и установлена соответственно в размере 1 769 462 руб. 97 коп. и 10 472 664 руб.
Общество, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, существенно превышающая их рыночную стоимость, должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) - в размере их рыночной стоимости, обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
При этом Общество представило подготовленный независимым оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Титан-Оценка" (далее - ООО "Титан-Оценка") Мяндиной Ниной Сергеевной отчет от 23.06.2014 N 01/14-044н, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007 составляет соответственно 412 000 руб. и 1 897 000 руб. и экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" (далее - Партнерство) от 30.06.2014 N Э-230614/З о соответствии отчета законодательству об оценочной деятельности и обоснованности выводов оценщика Мяндиной Н.С.
В связи с уточнением исковых требований Общество повторно заказало проведение оценки рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2009. Согласно подготовленному независимым оценщиком ООО "Титан-Оценка" Тарасенко Денисом Юрьевичем отчету от 28.10.2014 N 01/14-078н рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2009 составляет соответственно 595 000 руб. и 2 740 000 руб. Положительным экспертным заключением Партнерства от 07.11.2014 N Э-221014-8 подтверждены соответствие отчета законодательству об оценочной деятельности и обоснованность выводов оценщика Тарасенко Д.Ю.
Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статью 65, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), исковые требования удовлетворили, установив, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, что подтверждается представленным в материалы дела положительным экспертным заключением от 07.11.2014 N Э-221014-8, а доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости участков, не представлено.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Закона N 167-ФЗ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пунктов 4, 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) и действовавших на момент кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости; в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков; по результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Кадастровая стоимость спорных участков определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Так, подпункт 2.1.17 Методических указаний определяет, что в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Согласно подпункту 2.3.2 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселения его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Поскольку кадастровая оценка земель населенных пунктов Тверской области осуществлялась в соответствии с Правилами, а при определении кадастровой стоимости спорных вновь образованных земельных участков применялись удельные показатели кадастровой стоимости преобразуемого участка и кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, определенные в соответствии с Правилами, а не Законом N 167-ФЗ, то датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость преобразуемого участка, следует считать 01.01.2007, поэтому довод Администрации о необходимости определения рыночной стоимости образованных в результате раздела земельных участков по состоянию на дату внесения сведений о них в ГКН - 27.01.2010 - подлежит отклонению.
Ссылка подателя жалобы на статью 24.19 Закона N 135-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 225-ФЗ), судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку статьей 3 Закона N 225-ФЗ предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, при этом обратная сила придана лишь положениям статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование своих требований Общество первоначально ссылалось на подготовленный независимым оценщиком ООО "Титан-Оценка" Мяндиной Ниной Сергеевной отчет от 23.06.2014 N 01/14-044н, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007 составляет соответственно 412 000 руб. и 1 897 000 руб. и экспертное заключение Партнерства от 30.06.2014 N Э-230614/З о соответствии отчета законодательству об оценочной деятельности и обоснованности выводов оценщика Мяндиной Н.С.
В последующем Общество в порядке статьи 49 АПК РФ изменило исковые требования с учетом выводов оценщика, изложенных в отчете от 23.06.2014 N 01/14-042н, а также положительном экспертном заключении от 30.06.2014 N Э-230614/1.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные отчеты и заключения, пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость указанных земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости.
Доказательств, свидетельствующих о том, что оценщиком рыночная стоимость земельных участков определена неверно, а также подтверждающих несоответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, ответчиком и третьим лицом не представлено. Также сторонами не представлено допустимых доказательств того, что величина рыночной стоимости спорных участков по состоянию на дату, на которую определялась кадастровая стоимость исходного участка, превышает величину, указанную в отчете от 23.06.2014 N 01/14-042н.
В ходатайстве о назначении экспертизы Администрация выражала несогласие с датой, по состоянию на которую определена рыночная стоимость участков, а не с отчетом, и просила поставить на разрешение эксперта вопрос о рыночной стоимости участков по состоянию на 27.01.2010. Поскольку ответ на указанный вопрос не входит в предмет доказывания по настоящему делу, суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайство о назначении экспертизы.
Поскольку на момент обращения Общества в суд с настоящим иском, а также рассмотрения спора судом первой инстанции действовало постановление администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па, утверждение новых результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области, вступивших в силу с 01.01.2015, не означает, что требования истца направлены на изменение неактуальной кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.
Ссылка подателя жалобы на несоблюдение претензионного порядка рассмотрения спора подлежит отклонению. Общество письмом от 16.07.2014 N 15-45 направляло в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области отчет об оценке от 23.06.2014 N 01/14-044 и положительное экспертное заключение от 30.06.2014 N Э-230614/З и просило установить кадастровую стоимость спорных участков в размере из рыночной стоимости, однако данное обращение не было рассмотрено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.02.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2015 по делу N А66-10498/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.