23 сентября 2015 г. |
Дело N А56-71242/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от Ордена Трудового Красного Знамени Федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения" Голубевой Д.А. (доверенность от 27.07.2015), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Светловой Е.Н. (доверенность от 19.05.2015),
рассмотрев 16.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2015 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-71242/2014,
установил:
Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения", место нахождения: 105094, Москва, ул. Семеновский вал, д. 4, ОГРН 1027739426802, ИНН 7712005121 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (правопредшественник Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга; далее - Комитет), о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение площадью 32,2 кв.м с кадастровым номером 78:42:0018101:6301, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Генерала Хазова, д. 26, лит. А, пом. 4Н.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400, Федеральное агентство связи, место нахождения: 109289, Москва, Николоямский пер., д. 3а, корп. 2, ОГРН 1047796500311, ИНН 7710549038.
Решением от 06.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.06.2015, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, к федеральной собственности может относиться только такое имущество, используемое предприятием радиовещания, которое на момент законодательного разграничения государственной собственности было закреплено за данным предприятием на праве хозяйственного ведения; сам факт использования спорного помещения предприятием радиовещания безотносительно исследования оснований такого использования не может свидетельствовать о том, что помещение входит в имущественный комплекс предприятия; заявитель не представил достаточных доказательств в подтверждение использования спорного помещения в уставных целях (для осуществления радиовещания), а не по иному назначению; доказательства непрерывного использования спорного объекта также отсутствуют; на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное помещение не было предназначено для размещения объектов связи, из государственной собственности Санкт-Петербурга не выбывало, а было предоставлено во временное владение и пользование Предприятию для использования под трансформаторную подстанцию.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Предприятия против ее удовлетворения возражал.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, приказом Министра связи СССР от 09.08.1973 N 465 "Об упорядочении наименований предприятий и организаций системы Министерства связи СССР" Дирекция Ленинградской городской радиотрансляционной сети переименована в Ленинградскую городскую радиотрансляционную сеть (ЛГРС).
Приказом Министерства связи СССР от 16.01.1987 N 22 "Об организации радиотрансляционных узлов Ленинградской городской радиотрансляционной сети на базе ликвидированных" с 01.02.1987 ликвидированы Петроградский, Московский, Невско-Смольнинский и Калининско-Выборгский радиотрансляционные узлы и на их базе в составе ЛГРС организованы Северный и Южный радиотрансляционные узлы на самостоятельном балансе.
Приказом Министерства связи РСФСР от 26.08.1988 N 181 "О статусе производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" Министерства связи РСФСР" ЛГРС переведено на полный хозяйственный расчет и самофинансирование с распространением на него Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)"; определен состав производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (ПО ЛГРС) в количестве четырех структурных единиц: Северный и Южный радиотрансляционные узлы, производственно-экспериментальное предприятие радиофикации, Ленинградская городская сеть с собственным производством - головной структурной единицей.
Приказом Министерства РСФСР по связи, информатике и космосу от 15.01.1991 N 77 "О создании государственного предприятия связи Ленинградская городская радиотрансляционная сеть Министерства РСФСР по связи, информатике и космосу" ПО ЛГРС ликвидировано 01.04.1991 с созданием на его базе государственного предприятия связи "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (ГПС ЛГРС) с передачей ему сети ликвидируемого ПО ЛГРС.
Приказом Министерства связи РСФСР от 18.02.1993 N 42 ГПС ЛГРС переименовано в государственное предприятие связи "Радиотрансляционная сеть города Санкт-Петербурга" (ГПС РС СП).
Согласно уставу федерального государственного унитарного предприятия связи "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (ФГУП РС СП), зарегистрированному распоряжением Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 07.09.1999 N 2282-р и утвержденному приказом Министра Российской Федерации по связи и информатизации от 05.12.2000 N 7642, ФГУП РС СП является правопреемником ГПС РС СП.
На основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2012 N 2176-р Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Московская городская радиотрансляционная сеть" (ФГУП МГРС) реорганизовано в форме присоединения к нему ФГУП РС СП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме присоединения от 21.06.2013 серии 77 N 015256913.
Приказом Агентства Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 26.03.2013 N 66 утверждены изменения устава ФГУП МГРС, в соответствии с которыми ФГУП МГРС переименовано в Предприятие.
Как указывает Предприятие, для осуществления своей уставной деятельности им используется нежилое помещение 4Н площадью 32,2 кв.м с кадастровым номером 78:42:0018101:6301, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Генерала Хазова, д. 26, лит. А, для размещения трансформаторной подстанции.
Названное помещение ранее использовалось ФГУП РС СП на основании договоров аренды от 03.12.1999 N 18-А003281 и от 01.03.2007 N 18-А003281, заключенных с правопредшественником Комитета.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.10.2014 N 06/030/2014-3669 на названное нежилое помещение 03.02.2000 зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга.
Согласно справке проектно-инвентаризационного бюро Пушкинского и Колпинского районов от 25.03.2014 N 2-579 по данным инвентарного дела при проведении первичной инвентаризации 25.07.1970 на первом этаже дома N 26 лит. А по ул. Генерала Хазова в г. Пушкине в Санкт-Петербурге была учтено жилое помещение 4-Н площадью 32,15 кв.м; согласно архивных материалов по состоянию на 30.07.1991 названное помещение учтено как радиотрансляционный узел; в 1998 году проведен кадастровый учет помещения 4Н площадью 32,2 кв.м с присвоением кадастрового номера 78:18101:0:4:1.
Предприятие, ссылаясь на то, что право собственности Российской Федерации на спорный объект возникло в силу закона; из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга в установленном законом порядке данное помещение не передавалось; это помещение принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды признали требования обоснованными и удовлетворили иск.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пунктом 6 раздела IV приложения N 1 к данному постановлению исключительно к федеральной собственности относятся предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
Суды, всесторонне и полно исследовав и надлежащим образом оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, установили, что с 1970-х годов спорное помещение непрерывно используется Предприятием и его правопредшественниками для осуществления уставной деятельности. Помещение было предоставлено организации, осуществляющей радиотрансляцию, для размещения трансформаторной подстанции в соответствии с уставными целями организации; из владения и пользования организации, которая претерпела ряд организационно-правовых изменений, не выбывало; целевое назначение помещения не изменялось.
Установив данные обстоятельства, суды в соответствии со статьей 24 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", статьями 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), а также разъяснениями, изложенными в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к правомерному выводу, что спорное помещение, которое на момент законодательного разграничения государственной собственности использовалось правопредшественниками Предприятия и по настоящее время используется Предприятием для целей радиовещания, в силу закона относится к федеральной собственности и является имуществом Предприятия; в установленном порядке в собственность Санкт-Петербурга не передавалось; право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения истца на нежилое помещение 4Н как возникшие до вступления в силу Закона N 122-ФЗ юридически действительны независимо от их государственной регистрации.
В таком случае суды обоснованно признали, что право собственности Санкт-Петербурга на тот же объект зарегистрировано незаконно, и удовлетворили иск.
Довод жалобы о том, что к собственности Российской Федерации может относиться лишь такое имущество предприятия, которое было закреплено за ним на праве хозяйственного ведения, подлежит отклонению, поскольку критерием разграничения государственной собственности является целевое назначение имущества и характер его использования.
Доводы ответчика о недоказанности использования Предприятием в течение всего периода одного и того же помещения именно для уставных целей не может быть принят во внимание, так как документально установленные судами обстоятельства Комитет не опроверг.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2015 по делу N А56-71242/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив данные обстоятельства, суды в соответствии со статьей 24 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", статьями 209, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), а также разъяснениями, изложенными в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пришли к правомерному выводу, что спорное помещение, которое на момент законодательного разграничения государственной собственности использовалось правопредшественниками Предприятия и по настоящее время используется Предприятием для целей радиовещания, в силу закона относится к федеральной собственности и является имуществом Предприятия; в установленном порядке в собственность Санкт-Петербурга не передавалось; право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения истца на нежилое помещение 4Н как возникшие до вступления в силу Закона N 122-ФЗ юридически действительны независимо от их государственной регистрации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2015 г. N Ф07-7489/15 по делу N А56-71242/2014