г. Санкт-Петербург |
|
25 июня 2015 г. |
Дело N А56-71242/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баркановой Я.В.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии:
от истца: представитель Грощшева Н.Е. (по доверенности от 31.12.2014),
от ответчика: представитель Воронин Б.А. (по доверенности от 19.05.2015),
от 3-го лица: 1) представитель Янгирова А.А. (по доверенности от 22.12.2014), 2,3) представители не явились, уведомлены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10251/2015) Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2015 по делу N А56-71242/2014 (судья Вареникова А.О.), принятое
по иску Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения"
к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга 3-и лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, Федеральное агентство связи о признании права хозяйственного ведения и права собственности Российской Федерации,
установил:
Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения" (105094, Москва, ул. Семеновский вал, д. 4; ОГРН 1027739426802, ИНН 7712005121) (далее - Предприятие, Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (191060, Санкт-Петербург, Смольный; ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076) (далее - Комитет, Ответчик) о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Генерала Хазова, д. 26, лит. А, пом. 4Н площадью 32,2 кв.м., кадастровый номер 78:42:0018101:6301.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - ТУ Росимущества Санкт-Петербурга) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра по Санкт-Петербургу), Федеральное агентство связи.
Решением арбитражного суда от 06.03.2015 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, с принятием нового решения об отказе в иске, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, а также несоответствием изложенных в решении выводов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, сам факт использования спорного объекта в уставных целях без исследования оснований такого использования не может свидетельствовать об отнесении спорного объекта к федеральной собственности в соответствии с Приложением N 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1. При этом в дело не представлены доказательства непрерывного использования спорного объекта Истцом, в том числе отсутствует передаточный акт, которым подтверждается переход прав на спорный объект Истцу. По мнению подателя жалобы, спорный объект относится к муниципальной собственности. Кроме того, Комитет считает, что Истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
Представитель Истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ТУ Росимущества занял солидарную с Истцом позицию по существу спора, просил в удовлетворении жалобы отказать.
В соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Комитет уведомил суд о смене наименования юридического лица на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения представителей сторон, апелляционный суд установил следующее.
Приказом Министра связи СССР от 09.08.1973 N 465 "Об упорядочении наименований предприятий и организаций системы Министерства связи СССР" Дирекция Ленинградской городской радиотрансляционной сети переименована в Ленинградскую городскую радиотрансляционную сеть (ЛГРС) (л.д. 37).
Приказом Министерства связи СССР от 16.01.1987 N 22 ликвидированы с 01.02.1987 Петроградский, Московский, Невско-Смольнинский и Калининско-Выборгский радиотрансляционные узлы и на их базе в составе ЛГРС организованы Северный и Южный радиотрансляционные узлы на самостоятельном балансе (л.д. 38).
Приказом Министерства связи РСФСР от 26.08.1988 N 181 "О статусе производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" Министерства связи РСФСР" состав производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (ПО ЛГРС) определен состоящим из четырех структурных единиц: Северный и Южный радиотрансляционные узлы, Производственно-экспериментальное предприятие радиофикации, Ленинградская городская сеть с собственным производством - головной структурной единицей (л.д. 39).
Приказом Министерства связи РСФСР от 15.01.1991 N 77 ПО ЛГРС ликвидировано 01.04.1991, на его базе создано государственное предприятие связи "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (ГПС ЛГРС) с передачей ему сети ликвидируемого ПО ЛГРС (л.д. 41).
Приказом Министерства связи РСФСР от 18.02.1993 N 42 ГПС ЛГРС переименовано в государственное предприятие связи "Радиотрансляционная сеть города Санкт-Петербурга" (л.д. 42).
Распоряжением Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 07.09.1999 зарегистрирован устав названного предприятия в новой редакции с изменением его наименования на федеральное государственное унитарное предприятие связи "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (л.д. 45).
Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 05.12.2000 N 7642 ФГУП связи "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга".
На основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2012 N 2176-р Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Московская городская радиотрансляционная сеть" (МГРС) реорганизовано в форме присоединения к нему Федерального государственного унитарного предприятия "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме присоединения от 21.06.2013 (л.д. 49).
24.06.2013 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в Устав ФГУП МГРС, в соответствии с пунктом 2 которых фирменное наименование ФГУП МГРС изменено на Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения" (л.д. 57).
Как указывает Истец, правопредшественники Предприятия для осуществления своей уставной деятельности пользовались нежилым помещением 4Н, находящимся по адресу Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Генерала Хазова, д. 26, лит. А.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.10.2014 право собственности на нежилое помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Генерала Хазова, д. 26, лит. А, пом. 4Н, площадью 32,2 кв.м., зарегистрировано за Санкт-Петербургом (л.д. 124).
Ссылаясь на то, что государственная регистрация права собственности на нежилое помещение за Санкт-Петербургом нарушает права и законные интересы Предприятия, поскольку спорное помещение в силу закона является федеральной собственностью и принадлежат Предприятию на праве хозяйственного ведения, Истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции об удовлетворении иска, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Порядок разграничения федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации определяется постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
Пунктом 1 Постановления N 3020-1 определено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 6 раздела IV приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 радиопередающие центры относятся исключительно к федеральной собственности.
Как было установлено судом первой инстанции, спорное помещение используется Предприятием для размещения трансформаторной подстанции (ТП-510), используемой в своей уставной деятельности.
Согласно справке ГУП "ГУИОН" от 25.03.2014 N 2-579 (л.д. 60) по состоянию на 30.07.1991 спорное помещение использовалось под радиоузел.
В соответствии с актом о приемке в эксплуатацию жилого дома от 03.08.1970 (л.д. 61) в жилом доме по адресу: Ленинград, Пушкинский район, ул. Генерала Хазова, д. 26, предусмотрено помещение для размещения радио ТП. Согласно сведениям, содержащимся в карточке учета арендаторов нежилых помещений, по состоянию на 30.07.1991 спорное помещение использовалось Южным радиотрансляционным узлом под размещение радиоузла, а сам узел входил в состав ЛГРС, что подтверждается приказом Министерства связи РСФСР от 16.01.1987 N 22.
Использование помещения Истцом по состоянию на 1992 год также подтверждается справкой о финансовом состоянии государственного предприятия связи "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" от 08.07.1992, подготовленной для Мэрии Санкт-Петербурга (л.д. 74, 86).
Впоследствии, с 03.12.1999 помещение предоставлялось Предприятию на основании договоров аренды, заключенных с ответчиком, от 03.12.1999 N 18А003281, от 01.07.2007 N 18А03281 (л.д. 89-123).
Кроме того, Предприятием представлены журнал учета станционных объектов 1987 года; копия паспорта подстанции ТП-510; инвентарная карточка объекта, содержащая сведения об использовании объекта в 70-х годах; инвентаризационная опись основных средств (л.д. 183, 185); договоры о долевом участии в расходах на содержание и текущий ремонт имущества; договоры страхования; иные документы, подтверждающие создание и использование объекта (л.д. 188-209).
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что материалами дела подтверждается факт размещения в спорном помещении принадлежащего Истцу оборудования, используемого для осуществления его уставной деятельности.
Суд первой инстанции, установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное имущество использовалось как имущество государственного предприятия, пришел к обоснованному выводу о том, что спорное помещение могло находиться исключительно в федеральной собственности.
Согласно разъяснениям пункта 8 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо иметь в виду, что начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Из имеющихся в деле документов о реорганизации организаций связи усматривается, что занимающая спорный объект организация входила в структуру организаций связи, по своей организационно-правовой форме относящихся к предприятию, у которого имущество, используемое в предусмотренной уставом деятельности, находится на праве хозяйственного ведения.
Право собственности Российской Федерации и право хозяйственного ведения Истца на спорное помещение как возникшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являются юридически действительными в силу пункта 1 статьи 24 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В установленном порядке помещение из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга не передавалось.
Установив указанные обстоятельства, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск, не установив оснований для применения исковой давности по заявлению ответчика.
Довод Комитета о том, что спорное помещение относится к муниципальной собственности, обоснованно отклонен судом первой инстанции при наличии в материалах дела доказательств непрерывного использования данного помещения Предприятием и его правопредшественниками для осуществления своей уставной деятельности.
Руководствуясь разъяснениями, изложенными в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.1997 N 13 и постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с которыми обращаться с требованиями о защите нарушенных прав может как сам собственник, так и лицо, которому имущество принадлежит на ином вещном праве, в том числе на праве хозяйственного ведения, суд первой инстанции правомерно посчитал исковые требования Предприятия подлежащими удовлетворению.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71242/2014
Истец: Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения"
Ответчик: Комитет по управлению городским имуществом Сакнт-Петербурга
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным умуществом в городе Санкт-Петербурге, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, Федеральное агенство связи, Управление (агенство) недвижимого имущества Колпинского и Пушкинского районов ( Пушкинский отдел недвижимости)