29 сентября 2015 г. |
Дело N А05-326/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А.,
при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)" Гонке К.В. (доверенность от 28.09.2015), от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области Шевелевой О.С. (доверенность от 21.09.2015), Корзун Н.Ф. (доверенность от 21.09.2015),
рассмотрев 29.09.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.04.2015 (судья Бабичев О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 (судьи Чередина Н.В., Зорина Ю.В., Шадрина А.Н.) по делу N А05-326/2015,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области "Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)" (место нахождения: Архангельская обл., г. Котлас, пр-т Мира, д. 36; ОГРН 1122904002000; ИНН 2904024841; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области (далее - Управление Федерального казначейства) и Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области (далее - Управление) о взыскании 3 095 942 руб. 79 коп. неосновательного обогащения, составляющего сумму излишне уплаченных за период с 3 квартала 2011 года по 2 квартал 2014 года платежей за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения медицинских отходов (с учетом уточнения исковых требований).
Решением суда первой инстанции от 09.04.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, действующим законодательством не установлена обязанность лечебных учреждений вносить плату за размещение медицинских отходов.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы жалобы, представители Управления просили в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления Федерального казначейства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 4 квартала 2011 года по 2 квартал 2014 года Учреждение уплатило 3 095 942 руб. 79 коп. за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения медицинских отходов.
Сославшись на излишнее включение платежей за размещение медицинских отходов в расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, Учреждение 13.10.2014 подало в Управление корректирующие расчеты платежей за указанный период, а также заявления от 17.11.2014, 05.12.2014 о подписании акта сверки по данным расчетам.
Письмом от 11.12.2014 Управление не согласилось с этими корректирующими расчетами и отклонило заявления Учреждения, указав на наличие у него, как у собственника отходов, обязанности уплачивать платежи за размещение отходов в составе платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Полагая, что отказ Управления возвратить плату за размещение медицинских отходов является неправомерным, а указанная сумма платежей составляет неосновательное обогащение бюджета Российской Федерации, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из того, что Учреждение, являясь собственником отходов, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения медицинских отходов.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 12.06.2003 N 344 утвердило нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а постановлением от 28.08.1992 N 632 - Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 4 квартала 2011 года по 2 квартал 2014 года Учреждение уплатило 3 095 942 руб. 79 коп. за такой вид негативного воздействия, как размещение отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям; далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).
Согласно части 2 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы по степени их опасности разделяются на эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (класс "А"); эпидемиологически опасные отходы (класс "Б"); чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы (класс "В"); токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным (класс "Г"); радиоактивные отходы (класс "Д").
Как предусмотрено частью 3 статьи 49 названного Федерального закона, медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 N 163.
Пунктами 2.2, 5.12, 7.6 данного СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что отходы классов "Б", "В" могут накапливаться, временно храниться, транспортироваться, уничтожаться и захораниваться совместно с отходами класса "А"; захоронение обезвреженных отходов класса "Б", "В" на полигоне допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование и так далее) и невозможности их повторного применения; транспортирование, обезвреживание и захоронение отходов класса "Г" осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
Под размещением отходов, согласно приложению 6 СанПиН 2.1.7.2790-10, так же понимается их хранение и захоронение.
Таким образом, действующим законодательством в сфере охраны здоровья и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена возможность размещения медицинских отходов.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении иска, пришли к выводу о наличии у Учреждения обязанности вносить плату за размещение медицинских отходов, установив, что образующиеся медицинские отходы оно передает специализированным организациям на основании гражданско-правовых договоров для транспортирования и последующего размещения.
Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" (далее - Постановление N 5-П) следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки государства на осуществление мероприятий по восстановлению окружающей среды в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 3.2 этого Постановления, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
Согласно пункту 4.1 Постановления N 5-П не могут рассматриваться как согласующиеся с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имевшие место в правоприменительной практике требования организаций, хозяйственная и иная деятельность которых привела к образованию отходов, о возврате внесенной ими в бюджет за последние три года платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.
Таким образом, поскольку предусмотренная законодательством обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи денежных средств природопользователем специализированной организации для цели внесения данных платежей.
В данном случае полно и всесторонне исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суды двух инстанций установили, что согласно договорам на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, заключенных Учреждением в период с 2011 по 2014 годы со специализированными организациями, переход права собственности на отходы к специализированным организациям, либо обязанность этих специализированных организаций производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение медицинских отходов, не предусмотрены. При этом денежные средства для цели внесения данных платежей Учреждением специализированным организациям также не передавались.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата Учреждению суммы уплаченных им платежей за размещение медицинских отходов, а также для признания данной суммы неосновательным обогащением бюджета Российской Федерации.
В связи с этим суд первой инстанции отказал в удовлетворении искового заявления, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.04.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2015 по делу N А05-326/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области "Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.