14 октября 2015 г. |
Дело N А05-13629/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Дмитриева В.В., Нефедовой О.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Архангельский автобус" Выклецова П.А. (доверенность от 01.10.2015), от общества с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1" Акимовой В.Л. (доверенность от 27.11.2014),
рассмотрев 08.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архангельский автобус" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.01.2015 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 (судьи Шадрина А.Н., Зорина Ю.В., Чередина Н.В.) по делу N А05-13629/2014,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Архангельский автобус", место нахождения: 163002, г. Архангельск, Стрелковая ул., д. 15, оф. 16, ОГРН 1092901008166, ИНН 2901195648 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к мэрии города Архангельска, место нахождения: 163000, г. Архангельск, пл. Ленина, д. 5, ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991 (далее - Мэрия), и обществу с ограниченной ответственностью "Автоколонна N 1", место нахождения: 163002, г. Архангельск, ул. П. Усова, д. 12, ОГРН 1062901028706, ИНН 2901145326 (далее - ООО "Автоколонна N 1"), о признании недействительными проведенных муниципальным образованием "Город Архангельск" торгов в период с 10.09.2014 по 01.10.2014 в виде конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск" по лоту N 1: автобусные маршруты N 3 "МР Вокзал - Нижний городок п. Лесная речка"; N 10 "Автовокзал - ул. Малиновского"; N 42 "Новый поселок - ул. Кедрова".
Решением суда от 23.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2015, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество просит решение и постановление отменить и исковые требования удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Автоколонна N 1", считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их в силе.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ООО "Автоколонна N 1" возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с Положением о порядке проведения конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Положение о конкурсе), утвержденным решением Архангельской городской Думы от 02.09.2011 N 319, в период с августа по октябрь 2014 проводился конкурс в отношении лотов N 1 (автобусные маршруты N 3 "МР Вокзал - Нижний городок п. Лесная речка", N 10 "Автовокзал - ул. Малиновского", N 42 "Новый поселок - ул. Кедрова"), N 2 (автобусные маршруты N 4 "ЖД вокзал - МР Вокзал - СОТ Ягодник", N 14 "ЖД Вокзал - СОТ Ягодник"), N 3 (автобусный маршрут N 1 "ЖД Вокзал - ул. Кедрова"), N 4 (автобусный маршрут N 73 "МР Вокзал - Лесозавод N 13"), N 4 (автобусный маршрут N 64 "ЖД Вокзал - ул.Силикатчиков").
Общество участвовало в конкурсе в качестве претендента на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок по маршрутам, перечисленным в лоте N 1.
Согласно протоколу от 30.09.2014 N 5 победителем конкурса по лоту N 1 признано ООО "Автоколонна N 1", претендентом, занявшим второе место, признано Общество.
Указывая на нарушения, допущенные при проведении конкурса, Общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В обоснование иска Общество сослалось на подачу ООО "Автоколонна N 1" недостоверных сведений относительно наличия транспортных средств. По мнению Общества в заявке на конкурс ООО "Автоколонна N 1" указало автобусы, которые уже используются для перевозки пассажиров по маршрутам N 11, 12, 31, 54, 61, 65, 76 и другим на основании действующих договоров, заключенных с Мэрией, нарушив тем самым пункты 3.8.3 и 3.8.6 Положения о конкурсе, согласно которым претендент не допускается к участию в конкурсе, если транспортные средства, указанные в его заявке, используются для перевозки пассажиров по действующим договорам перевозки. Общество считает, что данные нарушения повлияли на результаты торгов.
Суды, исследовав представленные сторонами доказательства, не нашли оснований для удовлетворения иска.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Порядок проведения конкурса регламентируется Положением о проведении конкурсов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Закона Архангельской области от 26.05.1999 N 125-22-ОЗ "О порядке обслуживания перевозчиками автобусных маршрутов общего пользования в Архангельской области", пунктом 7 статьи 6 Устава города Архангельска, решением Архангельского городского Совета от 29.06.2000 N 119 "Об утверждении Положения об организации транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании "Город Архангельск" на маршрутах общего пользования" органы местного самоуправления самостоятельно:
- осуществляют анализ пассажиропотоков в местном сообщении;
- утверждают автобусные маршруты общего пользования (паспорта и схемы маршрутов, расписания движения), пролегающие в границах городского или сельского поселения либо городского округа Архангельской области;
- объявляют и проводят конкурсы перевозчиков для работы на автобусных маршрутах общего пользования, пролегающих в границах городского или сельского поселения либо городского округа Архангельской области, разрабатывают и утверждают условия конкурсов, заключают соответствующие договоры с их победителями;
- осуществляют контроль за соблюдением перевозчиками законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы перевозок пассажиров, безопасности дорожного движения, технической эксплуатации автобусов, а также иные условия, обязательные при работе на автобусных маршрутах общего пользования, пролегающих в границах городского или сельского поселения либо городского округа Архангельской области.
К участию в конкурсе Общество было допущено на общих основаниях.
Конкурсное задание, утвержденное распоряжением заместителя мэра г. Архангельска от 23.06.2014 N 1962р, опубликовано 04.07.2014 в N 52 газеты "Архангельск - город воинской славы" и размещено на официальном сайте Мэрии.
Согласно пункту 1.5 конкурсного задания претенденту необходимо представить на конкурс не более 53 основных и не более 3 резервных транспортных средств. Все транспортные средства должны быть выпущены не ранее 2008 года.
Наличие транспортных средств, соответствующих условиям конкурсного задания по классу, техническим требованиям по конструкции, параметрам и оснащению, согласно приложению 3 к Положению о конкурсе является оценочным показателем.
ООО "Автоколонна N 1" представило на конкурс 56 автобусов (53 основных и 3 резервных), находящихся в собственности и выпущенных после 2008 года. За каждую единицу техники начислялось 5 баллов. Соответственно, общее количество баллов, полученных ООО "Автоколонна N 1" составило 280 (265 за основные и 15 баллов за резервные транспортные средства).
В качестве основных транспортных средств Общество представило на конкурс 19 собственных и 4 арендуемых автобуса, выпущенных после 2008 года (95 и 4 балла соответственно) и 30 арендуемых автобусов, выпущенных до 2008 года (0 баллов). В качестве заявлены 3 арендованных автобуса, выпущенных до 2008 года (0 баллов).
В общей сложности Общество получило 99 баллов.
В соответствии с пунктом 3.8.6 Положения о конкурсе претендент не допускается к участию в конкурсе в отношении определенного лота, если транспортные средства, указанные претендентом в заявке на участие в конкурсе в отношении определенного лота, используются для перевозки пассажиров по ранее заключенным с Мэрией и действующим договорам.
В обоснование иска Общество сослалось на использование ООО "Автоколонна N 1", ставшим победителем, транспортных средств, которые уже используются по договору с Мэрией на маршрутах N 11, 12, 31, 54, 61, 65, 76.
Однако судами установлено, что у ООО "Автоколонна N 1" отсутствуют заключенные с Мэрией и действующие договоры на оказание услуг по перевозке пассажиров по указанным маршрутам.
Ранее заключенные ООО "Автоколонна N 1" договоры на перевозку (от 30.01.2008 N 344 200, 326 на маршруты N 9, 10 и 5-у соответственно, от 01.08.2010 N 376/1 и 375/1 на маршруты N 10 и 5-у) прекратили свое действие.
По жалобе Общества отделом транспорта и связи департамента городского хозяйства проведена дополнительная проверка, в том числе по идентификационным номерам (VIN), автобусов, заявленных ООО "Автоколонна N 1" для участия в конкурсе, установившая что ООО "Автоколонна N 1" не имеет действующих договоров с Мэрией, а сами транспортные средства не заявлялись на ранее проведенный конкурс и не внесены в акты осмотра транспортных средств к действующим договорам иных транспортных организаций.
Надлежащих и допустимых доказательств отсутствия у победителя конкурса необходимых транспортных средств и недостоверности предоставленных им сведений Общество не представило.
Объединение нескольких маршрутов в один лот не направлено на ограничение свободы экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
В силу части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Таким образом, данной правовой нормой запрещено при проведении торгов включение в один лот товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, выполнение или оказание которых является предметом торгов.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" под маршрутом регулярных перевозок понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке
С учетом изложенного различие между теми или иными маршрутами регулярных перевозок может состоять лишь в том, определены ли на таком маршруте остановочные пункты либо посадка (высадка) пассажиров может осуществляться в любом месте с учетом требований Правил дорожного движения.
При таких обстоятельствах никаких технологических или функциональных различий, препятствующих объединению маршрутов регулярных перевозок в группы с целью выставления их на конкурс, не имеется.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 23.01.2015 по делу N А05-13540/2014 Обществу отказано в признании незаконными действий Мэрии по организации конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования "Город Архангельск" по лоту N 1.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены ими правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения, а вынесенные по делу судебные акты - без изменения.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.01.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2015 по делу N А05-13629/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Архангельский автобус" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.