15 октября 2015 г. |
Дело N А26-8503/2014 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Асмыковича А.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" Малахова А.С. (доверенность от 15.07.2014 N 25-200), от Территориального Управления финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия Гуляева В.С. (доверенность от 24.07.2015),
рассмотрев 13.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А26-8503/2014 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Семенова А.Б.),
установил:
открытое акционерное общество "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", место нахождения: 186420, Республика Карелия, город Сегежа, Заводская улица, дом 1, ИНН 1006004155, ОГРН 1021000921314 (далее - Общество, ОАО "Сегежский ЦБК"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными представления от 15.08.2014 N 06-1-23/27 и предписания от 15.08.2014 N 06-1-23/28к Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, дом 6, ИНН 1001047878, ОГРН 1041000025197 (далее - Управление).
Определением суда первой инстанции от 05.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации место нахождения: 109074, город Москва, Китайгородский проезд, дом 7, ИНН 7705596339, ОГРН 1047796323123 (далее - Министерство).
Решением суда первой инстанции от 11.03.2015 (судья Гарист С.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Апелляционный суд постановлением от 17.06.2015 решение в части признания недействительным представления Управления от 15.08.2014 N 06-1-23/27 отменил и в удовлетворении заявления в данной части Обществу отказал. В остальной части решение от 11.03.2015 оставлено апелляционной инстанцией без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на кассационную жалобу Управление возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность постановления.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность постановления проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела Общество является получателем средств федерального бюджета в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в 2009 - 2011 годах в общей сумме 114 815,042 тыс. рублей, в том числе в 2010 году по кредитам, полученным в 2009 - 2010 годах - 68 934,240 тыс. рублей, в 2011 году - по кредитам, полученным в 2010 - 2011 годах - 40 182,376 тыс. рублей, в 2012 году по кредиту, полученному в 2011 году - 5698,426 тыс. рублей.
На основании плана контрольной работы на 2014 год и поручения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 12.11.2013 N 43-01-05-25/4309 в период с 23.01.2014 по 05.06.2014 Управлением проведена проверка обоснованности получения средств федерального бюджета в 2009 - 2012 годах в ОАО "Сегежский ЦБК".
В ходе проверки, оформленной Актом от 11.06.2014 (далее - Акт проверки) установлено, что в нарушение пунктов 3 и 4 Правил предоставления из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 - 2010 годах на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2010 N 329 (далее - Правила N 329), Обществом неправомерно получена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам от 27.02.2010 N 0085/15/066-10, 14.05.2010 N 0085/15/118-10, 22.06.2010 N 0085/15/175-10, 08.07.2010 N 0085/15/197-10, 08.07.2010 N 0085/15/201-10, 08.07.2010 N 0085/15/199-10, 23.07.2010 N 0085/15/215-10, в сумме 30 022,941 тыс. рублей в связи с использованием кредитных средств на цели, не предусмотренные Правилами N 329.
В акте проверки указано, что денежные средства, перечисляемые Обществом в качестве авансовых платежей контрагенту - ЗАО "Инвестлеспром", впоследствии возвращались без исполнения встречных обязательств по поставкам лесопродукции, в то время как исполнение этих обязательств Общество отражало в отчетах, представляемых Министерству в целях получения субсидий. Также выявлены факты последующего изменения назначения платежей.
Данные обстоятельства явились основанием выдачи Обществу представления от 15.08.2014 N 06-1-23/27 с требованием в течение 30 дней принять реальные и действенные меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.
Кроме того, Управлением выдано предписание от 15.06.2014 N 06-1-23/28, согласно которому Обществу надлежит в течение 30 календарных дней с даты его получения принять реальные и действенные меры, направленные на возмещение ущерба, причиненного федеральному бюджету, о чем проинформировать Управление не позднее 10 рабочих дней. В предписании указано, что его неисполнение влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с предписанием и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление в рассматриваемом случае было не вправе выносить в адрес заявителя представление и предписание, поскольку, Общество не является участником бюджетного процесса, в то время как представление и предписание подлежат вынесению при установлении нарушений бюджетного законодательства.
Апелляционный суд частично отменяя решение суда первой инстанции исходил из того, что в силу положений бюджетного законодательства Управление как орган внутреннего государственного финансового контроля наделено полномочиями по проведению проверки правомерности использования средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета Обществу в соответствии Правилами N 329, и соответственно наделено полномочиями и по реализации результатов такой проверки, в том числе посредством применения к нарушителю мер принуждения в виде представления и/или предписания. Установив обоснованность выводов, отраженных в акте проверки о порядке расходования Обществом бюджетных средств, суд апелляционной инстанции счел представление Управления от 15.08.2014 N 06-1-23/27 законным и отказал в удовлетворении заявления в данной части.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
В соответствии с частью 2 статьи 269.2 БК РФ, пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Постановление N 1092), Управление в рамках деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе, полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Пунктом 13 Правил N 329 предусмотрено, что контроль за целевым использованием субсидий, предоставленных из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Общество относится к объектам контроля в финансово-бюджетной сфере в силу подпункта "ж" пункта 7 Постановления N 1092.
В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного финансового контроля составляются представления и (или) предписания (статья 270.2 БК РФ).
Согласно пунктам 6 и 68 Постановления N 1092 Служба при осуществлении деятельности по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений и предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Российской Федерации.
Вывод апелляционной инстанции о наличии у Управления полномочий на проведение контрольного мероприятия в отношении Общества и возможности принятие таких мер принуждения как представление и предписание соответствует установленным обстоятельствам дела и приведенным нормативным положениям.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами N 329 предусмотрено направление бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году частью 5 статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики Российской Федерации, рынка труда и социальной сферы, в размере 650 млн. рублей на предоставление из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 - 2010 годах на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил N 329 субсидии предоставляются организациям при условии использования кредита на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами, заключенными с кредитными организациями; к расходам на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива в целях настоящих Правил для лесоперерабатывающих организаций относятся: расходы на приобретение необработанных лесоматериалов; услуги транспорта (за исключением экспортных поставок); расходы на горюче-смазочные материалы.
Субсидии предоставляются организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, уплаченных ими в текущем году, а также организациям, уплатившим проценты за кредиты в IV квартале года, предшествующего текущему году, и не получившим субсидии, при условии своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами, заключенными с кредитными организациями (пункт 5 Правил N 329).
Суд апелляционной инстанции оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ сделал вывод о доказанности факта использования Обществом субсидий на цели, не предусмотренные Правилами N 329.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых и фактических оснований для признания недействительным представления Управления от 15.08.2014 N 06-1-23/27.
Апелляционный суд правильно применил нормы материального права, выводы, изложенные в постановлении соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку фактических обстоятельств, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу N А26-8503/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.