г. Санкт-Петербург |
|
17 июня 2015 г. |
Дело N А26-8503/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шамовой Г.А.
при участии:
от заявителя: Акимова Н.В. по доверенности от 25.04.2014;
от заинтересованного лица: Гуляев В.С. по доверенности от 20.04.2015;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10719/2015) Территориального Управления финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.03.2015 по делу N А26-8503/2014 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат"
к Территориальному Управлению финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия
3-е лицо: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
о признании недействительным представления и предписания
установил:
открытое акционерное общество "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" (ОГРН 1021000921314, адрес: 186420, Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Заводская,1 далее - общество, заявитель. ОАО "Сегежский ЦБК") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными представления от 15.08.2014 N 06-1-23/27 и предписания от 15.08.2014 N 06-1-23/28к Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (ОГРН 1041000025197, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 6, далее - Управление).
Определением суда от 05.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением суда от 11.03.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что Управление, как орган внутреннего государственного финансового контроля, обладало полномочиями по проведению проверки правомерности использования средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета ОАО "Сегежский ЦБК" в 2009-2010 годах на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 - 2010 годах на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Представитель Министерства, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителя третьего лица.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Общество является получателем средств федерального бюджета в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, в 2009 - 2011 годах в общей сумме 114815,042 тыс. рублей, в том числе в 2010 году по кредитам, полученным в 2009-2010 годах - 68934,240 тыс. рублей, в 2011 году - по кредитам, полученным в 2010 -2011 годах - 40182,376 тыс. рублей, в 2012 году по кредиту, полученному в 2011 году - 5698,426 тыс. рублей.
На основании плана контрольной работы на 2014 год и поручения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 12.11.2013 N 43-01-05-25/4309 в период с 23.01.2014 по 05.06.2014 Управлением проведена проверка обоснованности получения средств федерального бюджета в 2009 - 2012 годах в ОАО "Сегежский ЦБК".
В холе проверки, оформленной Актомот 11.06.2014 г., установлено, что в нарушение пунктов 3, 4 Правил предоставления из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 - 2010 годах на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2010 N 329 (далее - Правила N 329), ОАО "Сегежский ЦБК" неправомерно получена субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам от 27.02.2010 N0085/15/066 -10, 14.05.2010 N 0085/15/118 -10, 22.06.2010 N 0085/15/175 -10, 08.07.2010 N 0085/15/197 -10, 08.07.2010 N 0085/15/201-10, 08.07.2010 N 0085/15/199-10, 23.07.2010 N 0085/15/215 -10, в сумме 30 022,941 тыс. рублей в связи с использованием кредитных средств на цели, не предусмотренные Правилами.
Данные обстоятельства явились основанием выдачи Обществу представления от 15.08.2014 N 06-1-23/27 с требованием в течение 30 дней принять реальные и действенные меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.
Кроме того, выдано предписание от 15.06.2014 N 06-1-23/28, согласно которому Обществу надлежит в течение 30 календарных дней с даты получения настоящего предписания принять реальные и действенные меры, направленные на возмещение ущерба, причиненного федеральному бюджету, о чем проинформировать Управление не позднее 10 рабочих дней. В предписании указано, что его неисполнение влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с предписанием и представлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление в рассматриваемом случае было не вправе выносить в адрес заявителя представление и предписание, поскольку, Общество не является участником бюджетного процесса, в то время как представление и предписание подлежат вынесению при установлении нарушений бюджетного законодательства.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей частичному удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
Согласно части 2 статьи 269.2 БК РФ органы внутреннего государственного финансового контроля при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля уполномочены, в том числе, на контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 269.2 БК РФ).
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Постановление N 1092) Управление в рамках деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет, в том числе, полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 7 Постановления N 1092 объектами контроля, в том числе являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций и государственных компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 329 контроль за целевым использованием субсидий, предоставленных из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
В силу статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно пунктам 6, 68 Постановления N 1092 Служба при осуществлении деятельности по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений и предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причиненного такими нарушениями Российской Федерации.
Принятие Управлением таких мер принуждения как представление и предписание не ставится в зависимость от того, является ли проверяемая организация участником бюджетного процесса или нет.
Следовательно, меры принуждения могут быть применены органом финансового контроля в отношении любого лица, которое может быть объектом проверки Росфиннадзора.
Таким образом, проанализировав вышеперечисленные положения бюджетного законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Управление как орган внутреннего государственного финансового контроля обладает полномочиями по проведению проверки правомерности использования средств субсидии предоставленной из федерального бюджета ОАО "Сегежский ЦБК" в соответствии Правилами N 329, а, соответственно, полномочиями по реализации результатов такой проверки, в том числе посредством применения к нарушителю мер принуждения в виде представления и/или предписания.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами N 329 предусмотрено направление бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году частью 5 статьи 24 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики Российской Федерации, рынка труда и социальной сферы, в размере 650 млн. рублей на предоставление из федерального бюджета организациям лесопромышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009-2010 годах на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива.
Субсидии предоставляются организациям при условии использования кредита на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива, своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами, заключенными с кредитными организациями (пункт 3 Правил N 329).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 329 к расходам на создание межсезонных запасов древесины, сырья и топлива в целях настоящих Правил для лесоперерабатывающих организаций относятся: расходы на приобретение необработанных лесоматериалов; услуги транспорта (за исключением экспортных поставок); расходы на горюче-смазочные материалы.
Субсидии предоставляются организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, уплаченных ими в текущем году, а также организациям, уплатившим проценты за кредиты в IV квартале года, предшествующего текущему году, и не получившим субсидии, при условии своевременной уплаты начисленных процентов и своевременного погашения кредита в соответствии с кредитными договорами, заключенными с кредитными организациями (пункт 5 Правил).
Использование Обществом субсидий на цели, непредусмотренные Правилами N 329, подтверждается актом проверки от 11.06.2014 в совокупности с иными представленными в материалы дела доказательствами. Изложенные в акте проверки от 11.06.2014 факты нецелевого использования бюджетных средств Обществом надлежащими доказательствами не опровергнуты, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции. Заявляя о несогласии с выводами проверки, Общество ссылается на вновь составленные документы, которые не предъявлялись им ни в Министерство при получении бюджетных средств, ни Управлению при проведении проверки.
Как видно из материалов дела, содержащиеся в акте проверки от 11.06.2014 года данные об исполнении (правильно - неисполнении) договорных обязательств с ЗАО "Инвестлеспром" отражены в проверяющими на основании исследования и анализа документов, самостоятельно представленных Обществом во исполнение соответствующих требований. В акте проверки указано, что денежные средства, перечисляемые Обществом в качестве авансовых платежей контрагенту - ЗАО "Инвестлеспром", впоследствии возвращались без исполнения встречных обязательств по поставкам лесопродукции, в то время как исполнение этих обязательств Общество отражало в отчетах, представляемых Министерству в целях получения субсидий. Также выявлены факты последующего изменения назначения платежей.
Эти и иные обстоятельства, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, надлежащим образом обосновывают отраженные в акте проверки выводы о порядке расходования бюджетных средств, и, по мнению апелляционного суда, свидетельствуют о законности выданного Управлением представления от 15.08.2014 N 06-1-23/27 с требованием в течение 30 дней принять реальные и действенные меры по устранению причин и условий совершения выявленных нарушений.
Также Обществу выдано предписание от 15.06.2014 N 06-1-23/28, согласно которому заявителю необходимо в течение тридцати календарных дней с даты получения настоящего предписания принять реальные и действенные меры, направленные на возмещение ущерба, причиненного федеральному бюджету, а также указано на возможность привлечения к административной ответственности в случае неисполнения указанного требования.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Однако, порядок возврата денежных средств в бюджет Правилами N 329 не определен, в связи с чем предписание Управления, возлагающее на Общество обязанность принять меры по возмещению ущерба, причиненного федеральному бюджету, следует признать неисполнимым, а потому незаконным. Представляется, что возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, возможен по иску органа, выдавшего эти средства, ибо, как указано выше, иной порядок их возврата не определен.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.03.2014 подлежит отмене в части признания недействительным представления от 15.08.2014 N 06-1-23/27 с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя в данной части.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.03.2014 по делу N А26-8503/2014 отменить в части признания недействительным представления Территориального Управления финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия от 15.08.2014 N 06-1-23/27.
В удовлетворения заявления в указанной части Открытому акционерному обществу "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.03.2014 по делу N А26-8503/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального Управления финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8503/2014
Истец: ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат"
Ответчик: Территориальное Управление Финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия
Третье лицо: Министерство промышленности и торговли РФ