21 октября 2015 г. |
Дело N А05-4010/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Ракчеевой М.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Федорика М.М. (доверенность от 30.12.2014),
рассмотрев 14.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.02.2015 (судья Тюпин А.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Чередина Н.В.) по делу N А05-4010/2013,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, место нахождения: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203 (далее - Теруправление), обратилось с иском в Арбитражный суд Архангельской области к открытому акционерному обществу "Архангельский речной порт", место нахождения: 163016, Архангельская обл., г. Архангельск, Старожаровихинская ул., 7, 1, стр. 6, ОГРН 1022900514680, ИНН 2901011040 (далее - Порт), и открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 103773987295 (далее - ОАО "РЖД"), о взыскании 10 938 000 руб. неосновательного обогащения и 1 733 324 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Определением от 29.09.2014 производство по делу в части требований к Порту прекращено в связи с отказом Теруправления от иска.
Решением от 17.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.05.2015, в иске отказано.
В кассационной жалобе Теруправление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, иск удовлетворить.
Как указывает податель жалобы, дамба, берегоукрепление и железнодорожный путь необщего пользования существуют как отдельные объекты; в рамках дела N А05-1512/2014 установлено, что эти объекты создавались для разных заказчиков, в разное время и для разных целей; экспертное заключение от 29.09.2013 N 81/13-СД не содержит однозначного вывода о неделимости названных объектов; транспортная функция дамбы и берегоукрепления является вспомогательной; факт неосновательного обогащения ответчика подтвержден материалами дела.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" возражал против удовлетворения жалобы.
Теруправление о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 23.04.2013 зарегистрировано право собственности Российской Федерацией на следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Архангельск, округ Варавино-Фактория, в районе Старожаровихинской улицы: берегоукрепление реки Северной Двины общей площадью 2883,1 кв. м, дамбу к железной дороге общей площадью 12 998,8 кв. м (свидетельства о государственной регистрации права от 23.04.2013 серия 29-АК N 918402 и 918403).
Право собственности Российской Федерацией на указанные объекты зарегистрировано на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
ОАО "РЖД" является собственником расположенных по тому же адресу путей необщего пользования протяженностью 6352 м и 1906 м (свидетельства о государственной регистрации права от 23.09.2011 серии 29-АК N 646504 и 643156). Данные объекты переданы Российской Федерацией в уставный капитал ОАО "РЖД" в 2003 году.
Теруправление, полагая, что ОАО "РЖД" использует принадлежащие Российской Федерации берегоукрепление и дамбу, расположенные под железнодорожными путями необщего пользования, обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суды правильно применили статью 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и правомерно руководствовались следующим.
Для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований. При этом, наличие указанных обстоятельств в совокупности должно доказать лицо, обратившееся с соответствующим иском.
Ссылаясь на положения статьи 65 АПК РФ, суды пришли к выводу о недоказанности Теруправлением названных обстоятельств.
Как указали суды, согласно выводам экспертного заключения от 29.09.2013 N 81/13-СД, сооружение, состоящее из железнодорожного полотна, земляного полотна, линии берегоукрепления, может быть квалифицировано как единый технологический объект, так как обладает способностью выполнения определенной общей технологической функции, качественно отличающейся от функционального назначения каждой отдельной вещи, образующей данную совокупность, имеет ряд общих признаков. Объекты по целевому назначению связаны между собой требованиями законодательства в области железнодорожного транспорта, имеют взаимные точки присоединения и участвуют в единой технологической схеме по обеспечению перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Суды сослались на обстоятельства, установленные в рамках дела N А05-1512/2014, указав, что дамба и берегоукрепление были изначально созданы как части единой вещи - железнодорожного пути и как верхнее строение пути не могут рассматриваться как самостоятельные вещи. Исходя из обстоятельств строительства и эксплуатации Портом железнодорожного пути необщего пользования отношения между сторонами могут быть квалифицированы как отношения между сособственниками неделимой вещи несмотря на формальное существование двух собственников.
С учетом изложенного суды сделали вывод, что дамба, берегоукрепление и железнодорожный путь представляют собой неделимый объект (статья 133 ГК РФ), составные части которого связаны между собой физически и технологически, что исключает эксплуатацию объекта частями.
Кроме того, отношения между сторонами по использованию земельного участка, на котором расположены железнодорожные пути ОАО "РЖД", урегулированы договором аренды от 12.11.2004 N 58/1.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в иске.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.02.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 по делу N А05-4010/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
М. В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.