29 октября 2015 г. |
Дело N А56-71266/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ракчеевой М.А., судей Рудницкого Г.М. и Сапоткиной Т.И.,
при участии от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Таранова И.Е. (доверенность от 19.05.2015)
рассмотрев 28.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2015 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 (судьи Жиляева Е.В., Барканова Я.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-71266/2014
установил:
Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения", место нахождения: 105094, Москва, ул. Семеновский Вал, д. 4, ОГРН 1027739426802, ИНН 7712005121 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН 2057810428575, ИНН 7832000076 (далее - КУГИ), о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения Предприятия на нежилое помещение 6-Н площадью 10,9 кв. м с кадастровым номером 78:36:0511802:3634, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 61, корп. 3, лит. Д.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400, и Федеральное агентство связи, место нахождения: 109289, Москва, Николоямский пер., д. 3, лит. А, корп. 2, ОГРН 1047796500311, ИНН 7710549038.
Решением от 19.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.07.2015, заявленные требования удовлетворены.
Также судом апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена КУГИ на Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет; место нахождения, ОГРН и ИНН те же).
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый - об отказе в иске.
Как указывает податель жалобы, факт использования спорного имущества истцом сам по себе не может свидетельствовать о том, что оно входит в имущественный комплекс Предприятия и, следовательно, относится к федеральной собственности; Предприятие не подтвердило факта непрерывного (с 1975 года по настоящее время) использования помещения 6-Н; на момент законодательного разграничения государственной собственности это помещение не было предназначено для размещения объектов связи, из государственной собственности Санкт-Петербурга не выбывало, а было предоставлено во временное владение и пользование Предприятию для использования под трансформаторную подстанцию; истец не представил изданный до законодательного разграничения государственной собственности акт уполномоченного государственного органа о закреплении спорного помещения за государственным предприятием; в материалах дела отсутствует передаточный акт в подтверждение перехода права на имущество к истцу от его правопредшественника; в помещении размещена трансформаторная подстанция, относящаяся к объектам электроэнергетики, поэтому оно может находиться в публичной собственности любого уровня.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие было создано на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2012 N 2176-р в результате реорганизации ордена Трудового Красного Знамени федерального государственного унитарного предприятия "Московская городская радиотрансляционная сеть" в форме присоединения к нему федерального государственного унитарного предприятия "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (далее - ФГУП "РС СПб"), образованного на базе ликвидированного приказом Министерства по связи, информатике и космосу РСФСР от 15.01.1991 N 77 производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (далее - ПО "ЛГРС"), в состав которого как структурная единица входил Калининско-Выборгский радиотрансляционный узел (приказ Министерства связи СССР от 16.01.1987 N 22 о создании государственного предприятия связи "ЛГРС"; далее - ГПС "ЛГРС"). Имущество ликвидированного ПО "ЛГРС" (в том числе и спорное помещение) передано ГПС "ЛГРС", в дальнейшем переименованному в ФГУП "РС СПб" (приказ Министерства связи РСФСР от 18.02.1993 N 42, распоряжение Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 07.09.1999 N 2282-р, приказ Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 05.12.2000 N 7642).
Исполнительным комитетом Выборгского районного Совета депутатов трудящихся Калининско-Выборгскому радиотрансляционному узлу выдан ордер от 06.03.1975 N 337 на право занятия помещения площадью 10 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 61, лит. Г, для использования под радиотрансформаторную подстанцию.
На основании полученного ордера между КУГИ и ФГУП "РС СПб" 06.03.2000 заключен договор N 02-А-003478 аренды помещения площадью 10,9 кв. м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Лесной пр., д. 61, корп. 3, лит. Д, для использования под нежилые цели сроком до 02.07.2005.
Право собственности на спорное помещение (предыдущий кадастровый номер 78:5118Б:2:16:7) 14.02.2001 зарегистрировано за Санкт-Петербургом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.10.2014 N 39/030/2014-4773.
В дальнейшем названное помещение использовалось ФГУП "РС СПб" на основании договоров аренды от 14.10.2005 N 02-А004515, от 21.08.2006 N 02-А004697 и от 08.08.2012 N 02-А004991, заключенных с КУГИ.
Предприятие, считая, что спорное помещение в силу закона относится к собственности Российской Федерации и на праве хозяйственного ведения закреплено за ним, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали заявленные требования обоснованными. При этом суды исходили из того, что радиопередающие центры в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и пунктом 6 раздела 4 приложения N 1 к нему относятся исключительно к федеральной собственности и правопредшественники истца непрерывно с 1975 года владеют и пользуются спорным помещением.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с приложением N 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе и радиопередающие центры (пункт 6 раздела IV).
Предприятием в материалы дела представлены: паспорт трансформаторной подстанции ТП-55, согласно которому она находится в отдельной комнате площадью 10 кв. м по адресу: Лесной пр., д. 61, корп. 3, кв. 183а; копия телефонного справочника от 01.10.1991, из которой следует, что ТП-55 расположена по указанному адресу; инвентарные карточки учета основных средств от 03.01.1972 N 401, от 29.06.1998 N 1929, от 01.10.2000 N 180, от 31.12.2013 N 161; выписка из журнала учета станционных объектов Предприятия по состоянию на 1987 год; журнал проверки и профилактики оборудования ТП-55, в котором указано на проведение регулярных с 1974 года проверок оборудования, установленного в указанном помещении; договор от 23.01.2015 N 136 на управление, содержание и текущий ремонт общего имущества здания и обеспечение коммунальными услугами пользователей нежилых помещений, а также письмо проектно-инвентаризационного бюро Центрального района санкт-петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУП ГУИОН) от 10.01.2012 N 36/2-13, из которого следует, что на дату инвентаризации в 1983 году спорное помещение площадью 10,95 кв. м учтено с номером 32а и назначением "электрощитовая"; при проведении текущей инвентаризации в 1995 году ему присвоен номер 6-Н, помещение учтено по фактическому использованию "радиоцентр"; последующее изменение общей площади помещения вызвано округлением до одного десятичного знака, которая по данным технического учета в 1999 году составила 10,9 кв. м; по сведениям ГУП ГУИОН указанное помещение с 1995 по 2000 гг. использовалось ФГУП "РС СПб".
Проанализировав указанные документы и установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности помещение использовалось Предприятием, суды правомерно сослались на пункт 6 раздела IV приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, согласно которому спорное имущество могло находиться исключительно в федеральной собственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо иметь в виду, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Из имеющихся в деле документов о реорганизации организаций радиотрансляционной связи усматривается, что занимающая спорный объект организация входила в структуру организаций связи, в дальнейшем реорганизованных в организационно-правовую форму Предприятия, у которого имущество, используемое в предусмотренной уставом деятельности, находится на праве хозяйственного ведения.
Довод подателя жалобы о недоказанности факта непрерывного с 1991 года использования Предприятием спорного помещения для уставных целей был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получил надлежащую правовую оценку и признан несостоятельным как неподтвержденный надлежащими доказательствами. Как верно указал апелляционный суд, ответчик не представил доказательств, опровергающих использование Предприятием помещения для размещения трансформаторной подстанции ТП-55.
Довод подателя жалобы о том, что трансформаторная подстанция относится к объектам электроэнергетики, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку не опровергает вывод судов об использовании находящегося в спорном помещении оборудования Предприятием и его правопредшественниками для уставных целей.
Иные доводы ответчика также не влияют на правильность выводов судов о принадлежности Российской Федерации спорного помещения исходя из установленных судами обстоятельств целевого использования помещения.
При указанных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования о признании права федеральной собственности и права хозяйственного ведения Предприятия на спорный объект недвижимости.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу N А56-71266/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 Постановления N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 1 к нему, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с приложением N 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, в том числе и радиопередающие центры (пункт 6 раздела IV).
...
Проанализировав указанные документы и установив, что на момент законодательного разграничения государственной собственности помещение использовалось Предприятием, суды правомерно сослались на пункт 6 раздела IV приложения N 1 к Постановлению N 3020-1, согласно которому спорное имущество могло находиться исключительно в федеральной собственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 8 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров необходимо иметь в виду, что, начиная с 08.12.1994, созданные ранее государственные и муниципальные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 октября 2015 г. N Ф07-593/15 по делу N А56-71266/2014