г. Санкт-Петербург |
|
09 июля 2015 г. |
Дело N А56-71266/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Веселовой М.А.
при участии:
от истца: не явился, извещён,
от ответчика: Родинко О.В., доверенность от 19.05.2015,
от 3-го лица: не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11614/2015) Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2015 по делу N А56-71266/2014 (судья Воробьева Ю.В.), принятое
по иску Ордена Трудового Красного Знамени Федерального государственного унитарного предприятия "Российские сети вещания и оповещения"
к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
3-и лица: 1) Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, 3) Федеральное агентство связи
о признании права собственности и права хозяйственного ведения,
установил:
Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения" (адрес: Россия, 191025, Санкт-Петербург, Невский пр., д.88; Россия, 105094, Москва, ул. Семеновский Вал, д.4, ОГРН: 1027739426802; ИНН: 7712005121; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по управлению городским имуществом ((адрес: 191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, ОГРН: 1027809244561; ИНН: 7832000076; далее - Комитет) о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения на нежилое помещение 6Н площадью 10,9 кв.м. с кадастровым номером 78:36:0511802:3634, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лесной пр., д.61, корп.3, лит.Д.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - ФАУГИ), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Росреестр).
Определением суда от 12.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство связи.
Решением суда от 19.03.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что Предприятие не представило доказательств того, что спорный объект недвижимости с 1991 года и по настоящее время использовался именно для оказания услуг связи, а не имел иного технического предназначения. Также податель жалобы указывает, что представленные истцом документы не содержат данных, позволяющих идентифицировать спорный объект. Кроме того, Комитет указывает, что Предприятие не доказало непрерывное фактическое владение и пользование спорным объектом в период с 1991 по 2015.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.10.2014 на нежилое помещение на нежилое помещение 6Н площадью 10,9 кв.м. с кадастровым номером 78:36:0511802:3634, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Лесной пр., д.61, корп.3, лит.Д, 14.02.2001 зарегистрировано право государственной собственности Санкт-Петербурга.
14.10.2005 между Комитетом (арендодатель) и федеральным государственным унитарным предприятием "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (арендатор) в отношении спорного помещения заключен договор аренды N 02-А004515 сроком действия по 12.10.2006, который зарегистрирован в установленном законом порядке.
На момент заключения указанного договора помещение находилось во владении арендатора (п. 6.7 договора).
Соглашением от 14.10.2005, зарегистрированным в установленном законом порядке 14.08.2006, действие указанного договора прекращено с 14.10.2005.
В дальнейшем, 21.08.2006 между Комитетом (арендодатель) и федеральным государственным унитарным предприятием "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (арендатор) в отношении спорного помещения заключен договор аренды N 02-А004697 сроком до 20.08.2011, который зарегистрирован в установленном законом порядке 06.09.2007.
На момент заключения указанного договора помещение также находилось во владении арендатора (п. 6.7 договора).
Далее, 08.08.2012 между Комитетом (арендодатель) и федеральным государственным унитарным предприятием "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" (арендатор) в отношении спорного помещения заключен договор аренды N 02-А004991 сроком до 05.07.2017, который также зарегистрирован в установленном законом.
На момент подписания указанного договора помещение также находилось во владении арендатора (п. 6.9 договора).
Полагая, что право собственности Российской Федерации на спорный объект недвижимости возникло в силу закона, из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга в установленном законом порядке объект не передавался, Истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, удовлетворил иск.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как разъяснено в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 58, 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В обоснование исковых требований Предприятие указывает, что право федеральной собственности на спорное помещение возникло в силу закона.
В соответствии с пунктом 6 раздела IV приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" радиопередающие центры относятся исключительно к федеральной собственности.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что Российская Федерация и правопредшественники истца с 1970 года владеют, пользуются и распоряжаются спорным нежилым помещением.
На основании ордера Исполнительного Комитета Выборгского районного Совета депутатов трудящихся от 06.03.1975 N 337, выданного Калининско-Выборгскому радиотрансляционному узлу, правопредшественник Истца получил право занять спорное помещение в период с 06.03.1975 по 06.03.1978 под трансформаторную подстанцию.
Калининско-Выборгский радиотрансляционный узел входил в состав ЛГРС на основании приказа Министерства связи от 10.02.1983 N 214.
В соответствии со справкой ГУП "ГУИОН" от 10.01.2012 N 36/2-13 по состоянию на 1983 год испрашиваемое помещение общей площадью 10,95 кв.м., было учтено с номером 32а и назначением "электрощитовая". При проведении текущей инвентаризации в 1995 году указанному помещению присвоен номер 6Н, помещение учтено по фактическому использованию "радиоцентр". При проведении текущей инвентаризации в 1999 году общая площадь помещения 6Н изменилась за счет округления до одного десятичного знака и составила 10,9 кв.м. По сведениям филиала ГУП "ГУИОН" ПИБ Выборгского района помещение 6Н с 1995 по 2005 использовалось ФГУП "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга".
Кадастровый учет помещения произведен в 2005 году с присвоением кадастрового номера 78:5118Б:2:16:7, который впоследствии изменен на 78:36:0511802:3634, что подтверждается кадастровым паспортом от 02.06.2014.
Соответственно, технической документацией подтверждается тождественность спорного объекта и объектов аренды по договорам N 02-А004515 от 14.10.2005, N 02-А004697от 21.08.2006 и N 02-А004991 от 08.08.2012.
Кроме того, факт использования спорного помещения правопредшественниками Истца подтверждается телефонным справочником ЛГРС, который подписан в печать 01.10.1991, паспортом трансформаторной подстанции N 55, журналом проверки и профилактики аппаратуры в период с июля 1974 года по май 2014, инвентарными карточками NN 180, 1929, 401, инвентаризационной описью основных средств N 161 от 31.12.2013, выпиской из журнала учета станционных объектов предприятия, содержащей сведения, в том числе по состоянию на 1987 год.
Приказом Министра связи СССР от 09.08.1973 N 465 "Об упорядочении наименований предприятий и организаций системы Министерства связи СССР" Дирекция Ленинградской городской радиотрансляционной сети переименована в Ленинградскую городскую радиотрансляционную сеть (ЛГРС).
Приказом Министерства связи СССР от 16.01.1987 N 22 ликвидированы с 01.02.1987 Петроградский, Московский, Невско-Смольнинский и Калининско-Выборгский радиотрансляционные узлы и на их базе в составе ЛГРС организованы Северный и Южный радиотрансляционные узлы на самостоятельном балансе.
Приказом Министерства связи РСФСР от 26.08.1988 N 181 "О статусе производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" Министерства связи РСФСР" состав производственного объединения "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (ПО ЛГРС) определен состоящим из четырех структурных единиц: Северный и Южный радиотрансляционные узлы, Производственно-экспериментальное предприятие радиофикации, Ленинградская городская сеть с собственным производством - головной структурной единицей.
Приказом Министерства РСФСР от 15.01.1991 N 77 ПО ЛГРС ликвидировано 01.04.1991, на его базе создано государственное предприятие связи "Ленинградская городская радиотрансляционная сеть" (ГПС ЛГРС) с передачей ему сети ликвидируемого ПО ЛГРС.
Приказом Министерства связи РСФСР от 18.02.1993 N 42 ГПС ЛГРС переименовано в государственное предприятие связи "Радиотрансляционная сеть города Санкт-Петербурга".
Распоряжением Территориального управления Центрального административного района Санкт-Петербурга от 07.09.1999 зарегистрирован устав названного предприятия в новой редакции с изменением его наименования на федеральное государственное унитарное предприятие связи "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга".
Приказом Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 05.12.2000 N 7642 ФГУП связи "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга" переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга".
На основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.12.2012 N 2176-р Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Московская городская радиотрансляционная сеть" реорганизовано в форме присоединения к нему Федерального государственного унитарного предприятия "Радиотрансляционная сеть Санкт-Петербурга".
Названное предприятие в результате реорганизации в форме присоединения к Ордена Трудового Красного Знамени Федеральному государственному унитарному предприятию "Московская городская радиотрансляционная сеть" (ФГУП МГРС) прекратило свое существование и было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица путем реорганизации в форме присоединения от 21.06.2013.
21.06.2013 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации реорганизации ФГУП МГРС.
В соответствии с пунктом 2 изменений фирменное наименование ФГУП МГРС изменено на Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения".
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Право хозяйственного ведения истца на спорное помещение является юридически действительным в силу пункта 1 статьи 24 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР".
Права Российской Федерации и истца на указанное нежилое помещение возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с указанным Законом.
На основании изложенных обстоятельств, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, пришел к правомерному выводу о том, что спорное нежилое помещение является объектом федеральной собственности в силу прямого указания закона.
Поскольку право собственности Российской Федерации на спорное нежилое помещение, возникло в силу закона, из федеральной собственности в государственную собственность Санкт-Петербурга в установленном законом порядке не передавалось, государственная регистрация права собственности Санкт-Петербурга на указанное нежилое помещение является незаконной.
Иск о признании права, заявленный лицами, права которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая указанные нормы закона, разъяснения высших судебных инстанций и установленные судом фактические обстоятельства спора, подлежит удовлетворению требование истца о признании права собственности Российской Федерации и права хозяйственного ведения Предприятия на спорное помещение.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ ответчик не представил доказательства того, что спорный объект недвижимости выбыл из ведения Предприятия, или на момент разграничения государственной собственности спорные нежилые помещения не находились в его ведении.
В силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат лицу, владеющему имуществом на праве хозяйственного ведения.
На основании разъяснений, содержащихся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.1997 N 13 и постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что обращаться с требованиями о защите нарушенных прав может как сам собственник, так и лицо, которому имущество принадлежит на ином вещном праве, в том числе на праве хозяйственного ведения.
Регистрация за Санкт-Петербургом права собственности на спорное имущество нарушает право хозяйственного ведения Предприятия на данное имущество, предъявление же иска о признании права хозяйственного ведения на это имущество имеет целью восстановление нарушенного вещного права государственного предприятия.
Поскольку Предприятие и его правопредшественники использовали спорное помещение для осуществления своей уставной деятельности непрерывно, отсутствие до момента законодательного разграничения имущества по уровням собственности акта компетентного органа о закреплении объекта за Предприятием на вещном праве на решение вопроса о надлежащем собственнике не влияет.
Включение спорного помещения в реестр собственности Санкт-Петербурга нарушает право федеральной собственности и право хозяйственного ведения истца на данное имущество и предъявление иска о признании права федеральной собственности на спорное имущество имеет целью восстановление нарушенного иного вещного права федерального предприятия, с учетом одобрения исковых требований собственником имущества в лице ТУ ФАУГИ.
Довод Комитета о том, что помещения как находящиеся в ведении и управлении местных советов в силу пункта 1 Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 должны быть отнесены к муниципальной собственности, несостоятелен, поскольку в данном случае определение уровня собственности производится по иному критерию.
Поскольку Предприятие и его правопредшественники использовали спорное помещение для осуществления своей уставной деятельности непрерывно, отсутствие до момента законодательного разграничения имущества по уровням собственности акта компетентного органа о закреплении объекта за Предприятием на вещном праве на решение вопроса о надлежащем собственнике не влияет.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 48, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Заменить Комитет по управлению городским имуществом на Комитет имущественных отношений.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2015 по делу N А56-71266/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71266/2014
Истец: Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения"
Ответчик: Комитет по управлению городским имуществом Сакнт-Петербурга
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным умуществом в городе Санкт-Петербурге, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, Федеральное агенство связи (Россвязь)