13 ноября 2015 г. |
Дело N А21-2465/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу N А21-2465/2014 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центральный Торговый Дом Плюс" (место нахождения: 236023, Калининград, ул. Генерал-Лейтенанта Захарова, д. 2, ОГРН 1033900807027, ИНН 3904053322; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (место нахождения: 107078, г. Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице его филиала по Калининградской области (место нахождения: 236023, Калининград, ул. Осенняя, д. 32, ОГРН 1023901021242, ИНН 3906081371; далее - Кадастровая палата):
- о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Калининград, ул. Генерал-Лейтенанта Захарова, д. 2, площадью 1,8640 га, с кадастровым номером 39:15:121040:37, равной его рыночной стоимости в размере 47 920 100 руб. по состоянию на 01.01.2012, и кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по тому же адресу, площадью 0,7060 га, с кадастровым номером 39:15:121040:38, равной его рыночной стоимости в размере 20 819 600 руб. по состоянию на 01.01.2012;
- обязании Кадастровой палаты внести изменения в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:15:121040:37, указав в качестве кадастровой стоимости его рыночную стоимость в размере 47 920 100 руб.;
- обязании Кадастровой палаты внести изменения в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:15:121040:38, указав в качестве его кадастровой стоимости рыночную стоимость в размере 20 819 600 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Калининградской области (место нахождения: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665; далее - Правительство), администрация городского округа "Город Калининград" (место нахождения: 236006, Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1023900770222, ИНН 3903016790; далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 17.03.2015 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 02.07.2015 решение суда первой инстанции от 17.03.2015 отменено, требования Общества удовлетворены. Апелляционный суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:15:121040:37 равной его рыночной стоимости в размере 47 308 320 руб. по состоянию на 01.01.2012, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:15:121040:38 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 17 918 280 руб., а также обязал Кадастровую палату внести соответствующие изменения в ГКН с 01.01.2014. Также суд взыскал с Кадастровой палаты в пользу Общества 8000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску и 3000 руб. расходов по апелляционной жалобе.
В кассационной жалобе Кадастровая палата считая, что постановление апелляционной инстанции в части указания даты внесения сведений в ГКН с 01.01.2014 и взыскания судебных расходов вынесено с нарушением норм материального права, просит постановление от 02.07.2015 в указанной части отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды от 31.08.2004 N 006276 (далее - договор аренды), по которому арендатору переданы в пользование земельные участки расположенные по адресу: Калининград, ул. Генерал-Лейтенанта Захарова, 2, площадью 1,8640 га, с кадастровым номером 39:15:121040:37 и площадью 0,7060 га, с кадастровым номером 39:15:121040:38, сроком на 49 лет (с учетом дополнительных соглашений от 04.05.2008 и от 31.12.2009).
Договор аренды и дополнительные соглашения к нему зарегистрированы в установленном законом порядке.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29.08.2013 N 641 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области" утверждены результаты оценки кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2012, согласно которым кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:121040:37 и 39:15:121040:38, составила 159 802 956 руб. 80 коп. и 60 526 227 руб. 20 коп. соответственно.
По заказу Общества индивидуальным предпринимателем Юдиной В.В. выполнена оценка стоимости указанных земельных участков, по итогам которой составлены отчеты от 31.01.2014 N 6-01/01-2014 и N 7-01/01-2014, согласно которым рыночная стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2012 составляет 47 920 100 руб. и 20 819 600 руб. соответственно.
В соответствии с экспертным заключением от 21.02.2014 N 39/210214-03, выполненным некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация "Региональная ассоциация оценщиков Южного федерального округа", отчеты от 31.01.2014 N 6-01/01-2014 и N 7-01/01-2014 соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.
Общество, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере их рыночной стоимости, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями
По ходатайству Администрации судом первой инстанции назначена судебная экспертиза, а затем дополнительная судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "НЦ "Балтэкспертиза", по результатам которой составлен отчет от 29.01.2015 N ЭЗ-0048-2015, согласно которому по состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:121040:37 и 39:15:121040:38, составила 47 308 320 руб. и 17 918 280 руб. соответственно.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, указав, что согласно данным дополнительной судебной экспертизы, представленные истцом отчеты от 31.01.2014 N 6-01/01-2014 и N 7-01/01-2014, содержат недостоверные сведения о рыночной стоимости спорных земельных участков; суд отметил, что Общество в порядке статьи 49 АПК РФ заявленные требования не уточнило.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуясь результатами повторной экспертизы, удовлетворил заявленные требования, установив кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 39:15:121040:37 и 39:15:121040:38, в размере 47 308 320 руб. и 17 918 280 руб. соответственно, и обязал Кадастровую палату произвести соответствующие изменения в ГКН с 01.01.2014. Поскольку исковые требования и апелляционная жалоба Общества были удовлетворены, суд взыскал с ответчика в пользу истца судебные расходы по иску и апелляционной жалобе.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для изменения обжалуемого постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Суд апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, повторную судебную экспертизу, пришел к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной в результате судебной экспертизы. Данный вывод подателем кассационной жалобы не оспаривается.
При этом податель кассационной жалобы указывает на то, что суд апелляционной инстанции обязывая Кадастровую плата внести соответствующие изменения в ГКН с 01.01.2014 не правильно применил нормы материального права.
Согласно абзацу 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ), в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу данного Закона (22.07.2014), а также поданных, но не рассмотренных комиссией или судом на день вступления в силу названного Закона.
Таким образом, учитывая, что Общество обратилось с настоящим иском 27.03.2014, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что для целей определения размера арендной платы сведения о кадастровой стоимости, должны применяться с 01.01.2014.
Указание в резолютивной части постановления апелляционной инстанции на то, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2014 относится к периоду в котором новая кадастровая стоимость подлежит применению (с первого января календарного года, в котором Обществом было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод ответчика о неправомерном взыскании с него судебных расходов.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Таким образом, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены постановления от 02.07.2015 и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 по делу N А21-2465/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.